Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Необычная ярмарка,. или Сколько стоят идеи

Учительская газета, №02 от 17 января 2012. Читать номер
Автор:

«Улыбайтесь почаще, и успех придет к вам непременно» – эти слова из уст начальника Управления образования администрации Ростовского муниципального района Александры Николаевны Скворцовой прозвучали вполне естественно. А как иначе объяснить ту легкость, с которой на этой древней земле (городу в этом году исполняется 1150 лет) претворяются в жизнь самые смелые начинания?

Взять, к примеру, такое дело, как проведение межрегионального этапа Международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Все началось с того, что неугомонный директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей Мария Павловна Бланк побывала в городе Отрадном, где зародилась эта инициатива. В этом году Международная ярмарка на самарской земле состоится в апреле в десятый раз.  И один из ее межрегиональных этапов теперь успешно проходит в древнем Ростове. В этом году заявки поступили из Тамбовской, Ивановской, Владимирской областей, Удмуртии и других регионов. Из 123 проектов было отобрано 53. Один из главных критериев, конечно же, инновационность. Ведь на любой ярмарке, в том числе и такой, где предлагается необычный товар – педагогические идеи, наработки, исследования и тому подобное,  важна востребованность. Забегая вперед, скажу, что в этот раз (а в Ростове ярмарка проходит всего лишь третий год) экспертам пришлось нелегко. Настолько все представленные проекты были интересны, в каждом содержалась своя неповторимая изюминка, что председатель экспертного совета Александр Викторович Пичкуров (представитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области) только развел руками. И посовещавшись с другими экспертами, он принял соломоново решение. На десятую Международную ярмарку социально-педагогических инноваций «пропуск» получают все авторы представленных проектов.Удивительное дело, когда в одном месте собирается столько интересных, увлеченных, творческих людей, то постепенно начинаешь привыкать к чудесам. Поначалу я пыталась найти у разных людей ответ на один вопрос, важный для меня: как при колоссальной нехватке времени, загруженности разными делами, выполнением многочисленных обязанностей педагогам хочется еще творить, идти, что называется, нехожеными тропами?Вот, к примеру, учительница географии Шурскольской школы Ростовского района Наталья Ивановна Костяная уже тридцать лет в образовании, опыта ей не занимать. Школа сельская, детишки все на виду, работа ладится. А учительнице не дают покоя вопросы: «Почему нынешних детей учить труднее, чем их родителей? Что я делаю не так? Что следует изменить в преподавании предметов?» Проблемы эти, уверена, волнуют многих педагогов сегодня. А Наталья Ивановна стала штудировать научную литературу, труды психологов и физиологов. Задумалась над таким очевидным явлением: межполушарная асимметрия наблюдается почти у половины человечества, и она одно из важнейших свойств индивидуальности. Детей (левополушарных и правополушарных) надо учителю различать и выбирать для каждого ученика формы и виды учебной работы, комфортные для него. «Учет психофизиологических особенностей обучающихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе» – так называется «готовый продукт», представленный на ярмарке учительницей из села Шурскол. Я подержала в руках конспект одного урока пытливого географа-исследователя. Это пятнадцать страниц текста. Учитель Костяная тему «Атмосферное давление» расписывает буквально для каждого шестиклассника. Практические задания индивидуальны, учитывается, как воспринимает материал тот или иной ученик, как его перерабатывает. Одним требуется информация в виде диаграмм, графиков, карт, другим необходимы ясные письменные инструкции, информацию они воспринимают лучше в письменном виде. За каждым таким выводом – огромная работа. Прежде всего Наталья Ивановна, конечно же, ознакомила со своими наблюдениями коллег, составила по их просьбам «Памятку для учителя». Много труда вложено в составление психофизиологической карты на каждого ученика.И скажите теперь мне, что движет этим учителем из сельской школы? Сама Наталья Ивановна на мой вопрос только улыбнулась (у нее удивительно милая, застенчивая улыбка) и пожала плечами. Нет, не перестают удивлять и радовать представители учительского племени. Что это за особый народ такой?Директор Марковской основной школы Елена Владимировна Сергеева два года назад на такой же ярмарке представила архиактуальную работу по мониторингу качества знаний учеников. Проект оказался настолько востребованным, что после рассказа о нем в «УГ» письма приходили из разных регионов, даже с Дальнего Востока. А Елена Владимировна не успокоилась, ей, молодому творческому директору, после присоединения к школе детского сада очень важно знать, как можно управлять качеством образования начиная с дошкольных групп. Чтобы хорошо обучать, нужно хорошо знать ребенка. И еще любить его и свое дело. Надо сказать, что открытие регионального этапа Х Международной ярмарки социально-педагогических инноваций проходило в стенах  древнего Ростовского кремля. Кстати, нашлось немало деловых людей, которые выступили спонсорами этого замечательного действа. К примеру, роскошный зал «Былинник» был предоставлен бесплатно, а само мероприятие проходило в уютном и гостеприимном Центре внешкольной работы, возглавляет который Ольга Николаевна Гарина. Здесь на стендах конкурсанты представили свои проекты. А затем началась их защита. Одновременно в трех разных группах. Видя мои метания, пометок «обязательно познакомиться» в программе я наставила великое множество, настолько многообещающе звучали названия проектов, эксперты только разводили руками. А Мария Павловна Бланк, как всегда, подсказала выход: «Будет повод приехать к нам еще, и не один раз. Наша земля талантами богата». Я согласно кивала головой и мчалась отлавливать очередного нужного мне автора интересного проекта. Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения представил на ярмарке весьма актуальный опыт организации работы с трудными подростками с элементами использования ювенальной юстиции. Не менее значим и опыт работы по организации правового воспитания несовершеннолетних, который демонстрировала участникам Инна Николаевна Зорина, начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации Ростовского муниципального района. Надо отметить, что все проекты можно условно разделить на три группы.Одна – это образовательная среда в школе. В условиях внедрения ФГОС второго поколения важно правильно организовать социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса. И таким опытом уже готовы поделиться педагоги школы №59 города Ярославля. Весьма глубокую и значительную работу по созданию комплексной модели школы полного дня как инструмента реализации ФГОС второго поколения представила директор Ломовской школы Рыбинского района Екатерина Алексеевна Винокурова. В обычной сельской школе у ребят есть возможность развивать свои таланты.Вторая группа проектов так или иначе, конечно же, связана с первой. Чтобы сделать человека успешным и счастливым, надо вовремя оказать ему квалифицированную помощь. Это касается как детей, так и взрослых. На ярмарке представлены проекты различных центров, школ, которые успешно оказывают социально-психолого-педагогическую помощь и родителям, и детям. «Формула семейного счастья» (центр «Гармония», Углич), «Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии» (школа №4,   Ростов), «Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов» (ЦПМСС,   Ростов), «К нам идет волонтер» (ЦДТ, г. Уварово, Тамбовская область) – эти и другие инновационные продукты пользовались повышенным спросом. К третьей, не менее важной группе я отнесла все проекты, касающиеся сохранения и приумножения здоровья детей. Хотя было очевидно, что любой из продуктов ярмарки так или иначе учитывает эту важную составляющую нашей жизни. Но в доброй трети инновационных работ слово «здоровье» является определяющим. Продуманную и хорошо отработанную систему оздоровительной работы представили педагоги школы №17 «Салус» из города Рыбинска. Об успешном создании здоровьесберегающей среды через реализацию проекта «Олимпийские лучики» поведали работники детского сада «Солнышко» поселка Судоверфь Рыбинского района. «Здоровая школа без курения» – такое название укрепилось за учебным заведением №6 из города Гаврилов-Ям. Над повышением интереса школьников к занятиям физической культурой и заботе о своем здоровье успешно работает учитель Петровской школы Ростовского района Ирина Алексеевна Якимова.Ярмарка педагогических находок и инноваций – это не только представление товара лицом, но и педагогический «бартер». Каждый уходил обогащенным той или иной идеей. Было к тому же проведено три мастер-класса. С выбором я уже не колебалась, наслышана была о чудо-школе №2 из города Сарапула, руководит которой Галина Сергеевна Марьина. В этом коллективе долгие годы серьезно занимаются здоровьетворением. Утреннюю зарядку одинаково любят и дети, и педагоги. Вместе со своим замом Натальей Артемьевной Моисеевой директор демонстрировала несложные упражнения. Но не каждому из присутствовавших удалось повторить их. «Не хватает тренировки», – шутили ведущие. То, что в школе есть свой лечебный сад, лекарственный огород, поставляющий продукцию для фитобара, бассейн, секции на выбор, конечно же, воспринималось как само собой разумеющееся. Но когда речь зашла об организации учебного процесса, то стало ясно – одним мастер-классом не обойтись. В сарапульской школе знания ученикам даются блоками (лекция, самопогружение, практикум, задания). Причем задания трехуровневые, и вместо привычной – десятибалльная система оценок. И еще ученики получают музыкальное и художественное образование. (В школе 57 ставок педагогов дополнительного образования.) Что уж говорить о том, что в эту школу, расположенную в окраинном микрорайоне, детей везут со всех концов. Разве не хочется побывать в такой школе?Мария Павловна Бланк пообещала всем, кого заинтересовал опыт педагогов из Коми, что непременно вывезет желающих на автобусе в Сарапул. Расстояние для дружбы не помеха.«Символ успеха» – такую награду на ярмарке вручали впервые авторам проектов и, конечно же, организаторам этого мероприятия. Не забыли отметить самую активную участницу ярмарки – педагога школы №19 города Кинешмы Альбину Сергеевну Хрусталеву. Она была неизменным участником всех девяти предшествующих ярмарок. «Я больше за идеями сюда езжу, где еще найдешь в одном месте столько инновационного товара», – заметила она. Вот такая притягательная сила есть у необычной ярмарки. Ростов, Ярославская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту