Правовое образование не может осуществляться без привлечения родителей, что создает дополнительные условия для защиты прав детей и охраны их безопасности.
Тема “Воздействие города на поведение детей. Криминогенная обстановка в районе, школе. Преступления против личности. Как уберечь детей”.
Цели
1. Диагностика отношения родителей к теме беседы.
2. Информирование родителей.
3. Развитие знаний о способах защиты и охраны личной безопасности.
4. Практические рекомендации.
Вопросы
1. Положительное воздействие города на поведение детей. Город – источник опасности (выступление преподавателя ОБЖ – 15 мин.).
2. Криминогенная обстановка в районе, школе (выступление преподавателя ОВД).
3. Как уберечь детей?
Как уберечь жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства?
Истина проста. Если вы ведете нормальный, здоровый образ жизни, не склонны к случайным знакомствам, предусмотрительны, то это и есть основные гарантии вашей безопасности.
Практика показывает, что жертвами таких преступлений, как убийства, телесные повреждения, изнасилования, разбойные нападения, чаще становятся люди, занимающиеся преступной деятельностью, злоупотребляющие спиртными напитками, неразборчивые в выборе знакомых, ведущие антиобщественный образ жизни, люди с сомнительной репутацией (спекулянты, фарцовщики, проститутки и т.д.). Для этой категории совет самый надежный – начать порядочный образ жизни (1-2 примера из жизни).
Фактически количество изнасилований превышает официально зарегистрированные в 3-4 раза, т.к. многие в силу различных причин не заявляют о случившемся. Ошибочно считать, что женщины, девушки подвергаются сексуальным нападениям только на улице в ночное время, когда возвращаются домой. Такая ситуация отмечена только в 7 процентах случаев. 35 процентов преступлений совершаются в квартирах, причем в половине из них – в квартире обвиняемого; 20 процентов – в парках, скверах; 20 процентов – на чердаках, в подвалах, лифтах, нежилых домах. Чаще всего жертвы вели себя неосмотрительно: распитие спиртного; 2/3 потерпевших были знакомы с преступником, причем 22 процента познакомились в день совершения преступления. Характерно, что девушки 14-17 лет вдвое чаще становятся жертвами своих знакомых, чем в возрасте 18-23 лет. Заблуждается тот, кто считает, что женщина не может воспрепятствовать насилию.
В каждом пятом случае активное сопротивление давало результат. Сопротивление, призывы о помощи так же страшны для преступника, как преступник страшен для своих жертв.
Ряд советов для девушек и женщин
1. Старайтесь поздно вечером не выходить на улицу одна.
2. Если все-таки необходимо выйти, то заранее планируйте маршрут, чтобы избежать плохо освещенных улиц, дворов, мест мужских компаний. Прикройте одеждой украшения, а лучше снимите их.
3. Если приходится поздно возвращаться с работы – добивайтесь, чтобы вас подвезли на служебном транспорте.
4. Если вы убедились, что вас преследует кто-то, бегите туда, где могут быть люди, или просто на освещенное место, зовите на помощь. Если вас уже настигли вблизи жилища, то следует не только звать на помощь, но кричать “пожар!”, “горим!”, разбить стекло на 1-м этаже. Это найдет более быстрый отклик среди жильцов.
5. Возможна ситуация, когда вас заставляют идти в безлюдное место или на чердак, если вы чувствуете, что не можете оказать активного сопротивления, “сыграйте”: упадите в обморок, сделайте вид, что от страха не можете идти, соврите, что больны венерической болезнью, и т.п. И в то же время не упускайте случая сбежать.
6. Не садитесь в лифт, а в позднее время не заходите в парадное с незнакомыми людьми.
7. Не садитесь в позднее время в автомашину к незнакомцу.
8. Не ходите в гости в квартиру, в общежитие к малознакомым молодым людям, как бы привлекательны они ни казались. Не приглашайте малознакомых к себе домой.
9. Приобретите газовый баллончик, газовый пистолет (только научитесь им пользоваться).
Количество насильственных преступлений в отношении детей, к сожалению, не снижается. Нередко они имеют смертельный исход. В основном нападения совершаются в парадной, в лифте, квартире, на чердаке, в малолюдных местах, скверах, на стройплощадках и т.д. Чаще в городах и пригородах, реже – в сельской местности (привести 2-3 примера).
Советы ребенку
1. Не открывать дверь, когда находишься один дома.
2. Нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми, как бы ни уговаривали и что бы интересное ни предлагали.
3. Если на улице тебя преследуют, не стесняйся попросить помощи у прохожих.
4. Если вошел в парадное, увидел незнакомца, необходимо выйти обратно, обратиться к взрослым, подождать знакомых.
5. Не входить с незнакомыми в лифт.
6. Не играть в малолюдных местах.
7. Если нападение все же состоялось – оказать сопротивление.
Деловая игра
“Разрешение конфликтов, возникающих в школе и дома”
Цели
1. Показать пути бесконфликтного выхода из спорных ситуаций.
2. Развитие знаний о регулировании правом отношений:
между школой и семьей;
внутри семьи.
3. Акцентирование внимания родителей на уважении к правам личности (учитель, ребенок, родитель).
4. Способствовать большему развитию взаимопонимания между: а) ребенок – родитель; б) учитель – ученик; в) учитель – родитель.
Подготовка
1. Анкетирование родителей, учеников о вариантах конфликтных ситуаций, которые они хотели бы разрешить.
2. Организация игрового пространства:
помещение класса;
оформление (плакаты, карикатуры, таблички) и оформительский материал;
музыкальное сопровождение;
подготовка сценического материала;
приглашение специалистов: психолога, правоведа, (предварительно ознакомить их с вопросами-ситуациями).
I. Разминка (по желанию).
Демонстрация карикатур “Как выглядят действующие лица в разных ситуациях” (могут заранее подготовить ребята, могут изобразить родители).
II. Основная часть (собственно игра).
1. Организация: а) объявление цели, представление специалистов, консультантов;
б) разделение на 3 команды: ученики; учителя, кл.руководитель; родители.
Правила игры
1. Просмотр ситуации.
2. Обсуждение ситуации с 3 подгруппами.
3. Комментарий специалиста.
Разбираемые ситуации.
Ситуация N 1 (сценка).
Идет урок, учитель объясняет новый материал, вдруг появляется ученик без сменной обуви, в наушниках. С вызывающим видом он садится на свое место, не спросив разрешения, и включает плейер. Возмущенный учитель требует прекратить слушать музыку, на что ученик не реагирует. Тогда педагог требует от ученика покинуть класс и больше не приходить на его уроки.
Ваши действия по погашению конфликта?
Ситуация N 2.
Новый год. Мальчики 11-го класса пошли провожать девочек и на обратном пути были задержаны сотрудниками милиции, препровождены в отделение. (У ребят не было документов, удостоверяющих личность).
Ваши действия по погашению конфликта?
Ситуация N 3 (сценка).
Сын пришел домой очень поздно. Родители, взволнованные его отсутствием, увидев его, начали кричать. Они запретили сыну любые встречи с друзьями.
Ваши действия по разрешению конфликта?
Ситуация N 4.
Учащийся во время школьной дискотеки выпил спиртное. Это было замечено дежурным учителем, который отправил его домой. Родители, открыв дверь и увидев состояние сына (дочки), были в шоковом состоянии.
Ваши действия по разрешению конфликта?
Деловая игра
“Жизнь – театр” – гражданские права несовершеннолетних
Цель: акцентировать внимание родителей на гражданских правах детей этого возраста, способах защиты от незаконных действий государственных органов; дать практические советы; способствовать сближению родителей и их детей.
Подготовка
Организация игрового пространства:
а) помещение (класс);
б) оформление (таблицы, плакаты, юридический материал);
в) подготовка сценического материала;
г) приглашение специалистов: юрист (гражданское, жилищное право), представитель общества потребителей.
Правила игры
1. Показ ситуации силами детей (сценки).
2. Обсуждение.
3. Комментарии специалистов.
Основная часть
I. Организация. Объявление цели, представление специалистов-консультантов, учеников-актеров, правила игры.
II. Разбираемые ситуации.
Ситуация N 1.
Универсам. В корзине покупателя продукты. Он подходит к кассе. При расчете обнаруживается:
а) что не хватает денег. (Каков выход из данной ситуации?)
б) пакет молока подтекает;
в) после расчета при перекладывании пакет молока падает и разливается.
Ваши действия?
Ситуация N 2.
Идет урок. Ученик сидит, надев наушники, и слушает музыку. Учитель делает замечание и требует положить плейер на учительский стол. Вернуть плейер учитель согласен только родителям. На следующий день родители пришли, плейер исчез.
Каково решение данной ситуации?
Ситуация N 3.
Два ученика обменялись компьютером и магнитофоном с лазерными дисками. Родители ученика, отдавшего магнитофон, потребовали его возвращения, но второй ученик его продал.
Как действовать в этой ситуации?
Ситуация N 4.
День рождения у дочери. Приходит семнадцатилетний молодой человек и дарит девушке золотое колечко. Дядя дарит дорогой телевизор.
Прошло время. Родители молодого человека заявили, что кольцо не подарено, а дано на время.
Даритель телевизора поссорился с родителями и потребовал вернуть телевизор. Он обратился в суд и утверждает, что подарил под угрозой насилия.
Каково разрешение конфликта?
Ситуация N 5.
Родители ученицы, которой только 15 лет, развелись. Разменяли квартиру, мать с дочерью получили комнату. Мать нашла мужа с жильем и комнату решила продать.
Каково решение данной ситуации?
Как защитить девочку?
Ситуация N 6.
На день рождения пятнадцатилетнему внуку бабушка подарила вклад 500 тысяч рублей и на имя внука оформила в сберкассе. Через некоторое время мальчик захотел снять 100 тысяч рублей на покупку магнитофона. В сберкассе, когда мальчик попытался снять деньги со своего счета, ему отказали.
Как разрешить данную ситуацию?
Комментарии
1. Целесообразно использовать игру при проведении “Дня семьи в школе”.
2. Предполагается проведение предварительной диагностики интересов родителей и учащихся по теме “Жизнь – театр” в виде анкет. На основании диагностики интересов можно расширить или изменить содержание творческих выступлений, акцентировать внимание на наиболее актуальных вопросах для аудитории.
3. Полезным было бы распространение среди участников перед начало игры памятки по гражданским правоотношениям несовершеннолетних.
Памятка для родителей
Опасно: тоталитарные секты!!!
В последнее время резко возрос интерес к религии и духовной культуре. Но после 70-летнего периода господства атеизма и фактического запрета на свободу вероисповедания в нашей стране люди имеют туманное представление о так называемых новых религиозных течениях (культах, сектах). Этим пользуются многочисленные мировые секты, которые буквально нахлынули на наш город и всю страну. Каждая из них представляет собой вероучение как единственно истинное, способное спасти человека от надвигающегося конца света.
Пользуясь бесконтрольностью деятельности религиозных организаций со стороны общества и государства, они создали в городе многочисленные центры, в которые втянуты уже несколько десятков тысяч наших обманутых граждан, в основном молодых людей 15-35 лет.
Вновь обращенные члены сект навязчиво предлагают красочную пропагандистскую литературу по квартирам, в транспорте, на улицах для пополнения своих рядов. В результате как эпидемия разносятся по городу их ложные вероучения, которые коверкают души людей, разрушают личность человека, вселяя в него полную неуверенность в своих силах и неспособность бороться с трудностями жизни.
Сами же сектанты этого не понимают. Они преисполнены гордости, что открыли для себя истину, что приобщились к немногим избранным Бога, которые будут Им спасены. Такое преданное служение лидеры секты используют для того, чтобы довести рядовых членов секты до состояния бессловесных рабов, исполняющих любые их указания.
Многие активно действующие в городе религиозные организации являются сильными тоталитарными сектами. К ним относятся американская религиозная организация “Свидетели Иеговы”, “Церковь Сайентологии” (Дианетика), “Семья” (“Дети Божьи”), “Церковь Христа” (Международные или Бостонские церкви Христа); южно-корейская “Церковь Объединения” (“Вузовская ассоциация по изучению Принципа”), “Мунисты”; индийская – “Общество Сознания Кришны”; японская “АУМ Синрике”; шведская “Слово Жизни”; российская “Последователи Виссариона”, “Богородичный Центр”, “Великое Белое братство” и др.
Они активно борются за завоевание сфер влияния в городе и в стране. Секты добиваются полного (тотального) контроля не только над сознанием и мышлением человека, но и над образом его жизни. Духовный тоталитаризм, как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений. Используя естественную духовную потребность человека и его стремление к поиску истины, тоталитарная секта не только желает поработить человека, но и заставляет служить себе имя самого Бога.
Как же отличить тоталитарные религиозные секты?
1. Тоталитарные секты отличаются не только убежденностью в том, что все, кроме них, неизбежно погибнут, но и радостью по этому поводу.
2. Каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь Богопознания и что Бог поручил ей поведать о Нем всему миру.
3. Как правило, секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, и главные моменты его сообщаются только после обращения человека в веру, когда обратного пути уже нет. Это в основном отречение в какой-то форме от Христа.
4. По мере вовлечения человека в деятельность секты собственно религиозное вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которые всецело определяются интересами ее лидеров.
Каковы же результаты воздействия тоталитарной секты на человека?
В результате пребывания человека в тоталитарной секте происходит разрушение человеческой личности:
в физическом плане – неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная ежедневная работа по служению и изучению многочисленных материалов секты;
в психическом плане – человек теряет способность к критическому суждению об окружающей действительности, искажается сознание человека по отношению к общественно полезному труду, семейным и родственным обязанностям;
в умственном плане – происходит обеднение всех областей знаний, не имеющих отношения к вероучению секты, потеря профессиональных навыков и стремления к учебе;
в социальном плане – появляется враждебность ко всем лицам, не являющимся членами секты, и ко всему обществу и государству.
Деятельность тоталитарных сект направлена на разрушение общественного сознания народа, финансовое обогащение сект.
Одной из наиболее опасных является самая распространенная в городе псевдохристианская тоталитарная секта “Свидетели Иеговы”. Члены этой секты выполняют все требования ее руководящей корпорации, которую считают своей “духовной матерью”. За рядовыми членами секты осуществляется строжайший контроль со стороны старейшины и руководящего комитета собрания. Свидетели Иеговы верят, что они живут в так называемом теократическом государстве Иеговы и являются “избранным народом Бога”. Поэтому они легко отказываются от защиты интересов своей страны, разрывают связи с людьми, не являющимися свидетелями Иеговы, что вызывает также разрыв семейных и родственных отношений.
Наталия ЭЛИАСБЕРГ,
кандидат исторических наук
Санкт-Петербург
Комментарии