search
main
0

Немецких педагогов интересует опыт москвичей

Москву посетила делегация директоров немецких детских садов Франкфурта-на-Майне для профессионального обмена опытом с московскими коллегами в сфере дошкольного образования. Организаторами визита на основании соглашений о сотрудничестве выступили Центральное окружное управление образования, немецкая образовательная ассоциация «ИКаРуС – Межкультурная коммуникация и русский язык» (IKaRuS e.V. – Interkulturelle Kommunikation und Russische Sprache, Deutschland) и детский сад №2280.

В рамках двустороннего партнерства московские педагоги уже побывали в гостях у немецких коллег в ноябре 2013 года и в марте 2014-го. Во время стажировки педагоги посетили четыре билингвальных детских сада сети «Незабудка» Франкфурта-на-Майне, а сейчас уже педагоги детских садов «Незабудка» посетили Москву с ответным визитом.В стажировочную группу вошли руководитель – основатель детских садов «Незабудка» Юлия Забудкина, директора детских садов Катрин Франк, Мирослава Глос, Александра Маер, Ольга Дак. Гостям было важно и интересно ознакомиться с административной и нормативно-правовой базой, концепцией заведования в московских дошкольных образовательных учреждениях, российской образовательной программой, организационной и методической составляющими педагогического процесса, взаимодействием детских садов с родителями.Программа стажировки получилась весьма насыщенной и, исходя из учета разносторонних интересов немецких коллег, реализовалась по таким тематическим направлениям:- предметно-пространственная среда ДОУ;- реализация воспитательно-образовательной программы в ДОУ;- работа с нормативной и педагогической документацией;- психолого-педагогическое сопровождение семей, работа с родителями.Немецким коллегам было интересно не только посетить московские дошкольные образовательные учреждения, но и посмотреть изнутри, как работает система дошкольного образования, сравнив немецкие и российские подходы и практику в работе, поделиться опытом немецкого дошкольного образования. Группа принимала непосредственное участие в воспитательно-образовательном процессе.Сопровождавшие группу специалисты отдела организации обучения и воспитания Центрального окружного управления образования Анна Образцова и Людмила Шпаковская отметили: «Перед посещением каждого из детских садов немецкие коллеги ставили друг другу задачи: найти пять интересных приемов, игр, вариантов оснащения детского сада, которые можно было бы внедрить в дошкольные учреждения в Германии. И находили: оформление уголков для родителей, дидактика, детские работы, методические приемы на занятиях, играх».Немецкая делегация получила живое представление о московской системе дошкольного образования, посетив детский сад №288, представивший опыт инклюзивного образования; школу №354 имени Д.М.Карбышева, представившую проект «Школа Сколково – школа будущего»; московскую городскую лингвистическую гимназию №1513, специализирующуюся на глубоком изучении немецкого языка; школу №2095, показавшую развитие дополнительного образования, студийной и кружковой работы дошкольного отделения; дошкольное отделение школы №1262, в котором помимо живого включения в образовательный процесс, участия в мастер-классах немецкие специалисты получили новые и интересные для себя знания о нормативной и административной структуре управления, ЗАО «Элти-Кудиц», детский развивающий центр «Элтик»; ЦРР №516, представивший вариативные формы дошкольного образования, а также окружной спортивный праздник – дети детских садов округа в один день проводили спортивные досуги и соревнования. Делегация ознакомилась также и с деятельностью Института возрастной физиологии Российской академии образования, поделившись в ответ своим опытом с директором института академиком РАО Марьяной Безруких.Большое количество вопросов немецких гостей было связано с государственно-общественным управлением в дошкольной организации. Заместитель директора по дошкольному образованию школы №1262 с углубленным изучением английского языка имени А.Н.Островского Ирина Павленко ознакомила гостей с тем, какой круг полномочий есть сегодня у родителей, какое влияние они могут оказать на организацию образовательного процесса и создание условий безопасного и комфортного пребывания детей в детском саду: «Было очень приятно, что немецкие коллеги проявляли неподдельный интерес буквально ко всему: созданию игрового и развивающего пространства на участке детского сада (гости прошли по экологической тропе, посетили теплицу и аптекарский огород, оценили многообразие цветочных клумб, созданных усилиями родителей, детей и педагогов); обеспечению безопасности; организации и оснащению групповых помещений; питанию и медицинскому обслуживанию; организации образовательного процесса; кадровому составу и функционалу разных категорий сотрудников; вариативным формам дошкольного образования; государственно-общественному управлению в дошкольной образовательной организации. Все это нашло отражение в вопросах гостей из Германии».Особенно немецких коллег поразили дети, которые общались с ними в формате интервью. Ребята подготовительной группы презентовали гостям фрагмент работы над проектом «Старт дает Москва!», посвященным российским Олимпиадам Москва-80 и Сочи-2014. По мнению немецких специалистов, дети достаточно социализированы и готовы к общению на любую тему и с любой аудиторией.«Подобный обмен опытом важен и полезен: дает возможность увидеть со стороны взгляд на среду, представить свой опыт каждому специалисту так, чтобы было понятно коллегам с другими взглядами и подходами, ответить на вопросы, порой интересные и неожиданные, перенять опыт работы друг друга, работать в совместных проектах, – рассказывает Людмила Мансарлийская, руководитель дошкольного подразделения одной из столичных гимназий. – Коллеги очень заинтересовались нашими проектами «Экология», «Музей», «Безопасность», «Фитомодуль в детском саду», самой программой по экологии, проектом «Физкультура и спорт», количеством и разнообразием мероприятий, проводимых с детьми, родителями и педагогами по данным проектам». «Нас действительно приятно удивило наличие в учреждениях садов-огородов с фруктами, овощами и лечебными травами, бассейны, особое внимание к физическому, музыкальному и экологическому развитию детей, гибкость в использовании образовательного пространства, обширные знания коллег в использовании компьютерных техник в образовательном процессе», – поделились впечатлениями участники стажировки.Особый интерес у группы вызвало посещение детского сада №2280, на баз которого работает стажировочная площадка «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды». В садик немецкие коллеги приехали как старые друзья, ведь московские коллеги проходили стажировку в детских садах «Незабудка» в октябре прошлого года. Общение проходило в неформальной обстановке, немецкие коллеги посетили занятия, пообщались с детьми и специалистами учреждения. Коллектив детского сада с радостью поделился с немецкими коллегами своими ноу-хау, методическими разработками и педагогическими находками. Важным пунктом визита делегации было знакомство с проектом эффективного использования ресурсов образовательной организации в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Суть проекта состоит в полной трансформации игрового помещения группы и спальни, замене детских кроватей и громоздкой игровой мебели на подиум и новые мобильные решения предметно-игровой среды, что позволило сделать пространство групповых помещений более мобильным, сообщающимся и нетяжеловесным. Автор идей и эскизов проекта старший методист детского сада Ирена Ефременкова ратует за то, чтобы дети не были замкнуты в одном пространстве в течение значительного времени: «Детям нужно открытое пространство, им необходимо разнообразное зонирование. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, полифункциональной и вариативной, что и предлагает данный проект».Для руководителей немецких дошкольных учреждений актуальна задача оптимизации предметно-пространственной среды, они, так же как и их московские коллеги, ищут варианты решений данной проблемы, поэтому опыт создания полифункциональной среды, представленный детским садом №2280, позволяющей расширить пространство для развития детей, был для них действительно важен и интересен.Завершение визита делегации в Москву прошло на круглом столе в Управлении образования Центрального округа. Немецкие коллеги поделились впечатлениями об увиденных за время стажировки инновационных направлениях педагогической практики дошкольного образования Москвы, выразив желание приехать вновь.Организацию и проведение стажировки высоко оценил руководитель ассоциации «ИКаРуС», глава немецкой делегации Томас Хенчель, выразив благодарность московским коллегами и отметив важность и значимость такого сотрудничества: «Безусловно, такие практические стажировки, знакомство с опытом работы, живое общение специалистов друг с другом взаимно обогащают образовательные системы двух стран, помогая модернизировать образовательных процесс». Руководитель детских садов «Незабудка» Юлия Забудкина также отметила: «Знакомство и контакт с нашими московскими коллегами состоялись, за что отдельное спасибо всем организаторам стажировки, за их профессионализм и человеческие качества. Все участники чувствовали себя комфортно на протяжении всех дней пребывания. Нам пришлись по вкусу насыщенность программы, радушный прием в каждом учреждении и возможность обсудить интересующие нас темы. Двусторонние стажировки полезны с точки зрения анализа профессиональной деятельности педагогов, они способствуют выявлению различий/сходств, направлений работы и помогают понять сильные стороны каждой системы. Наше желание посетить московские дошкольные образовательные учреждения было вызвано желанием ознакомиться с системой дошкольного образования Москвы и наладить двусторонний обмен опытом. Разница в подходе к образовательному процессу российских и немецких специалистов, как нам показалось, объясняется разными целями и задачами со стороны законодательных актов и педагогических концепций стран, что продуктивно сказывалось на диалоге и вызвало взаимный интерес к его продолжению».Согласны с немецкими коллегами и руководители московских детских садов: «На наш взгляд, подобные стажировки предоставляют реальную возможность педагогам расширять свои образовательные горизонты и участвовать в диалоге образовательных культур».Немецкие специалисты смогли получить объективную картину системы дошкольного образования Москвы, получив ответы на интересующие их вопросы, взяв на заметку педагогические изюминки и приемы, методики, с которыми ознакомились за время стажировки, и вместе с московскими коллегами выразили желание к дальнейшему сотрудничеству. Татьяна ВОЛКОВА, методист, научный консультант стажировочной площадки «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды» детского сада №2280 г. Москвы, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте