search
main
0

Нелинейное расписание. Как создать в классе ситуацию открытого образования

Все больше и больше сегодня говорится о том, что в современной школе ребенку мало дать знания. Важнее показать самостоятельные пути их поиска, сделать так, чтобы этот поиск стал навыком, способным в дальнейшем облегчить решение жизненных задач. А значит, речь идет именно о развитии личности. О том, каким образом ведется эта работа в учебных заведениях Пермского края, рассказывают заместитель директора по УВР суксунской школы №1 Любовь ЖЕЛТЫШЕВА и директор суксунской школы №1 Лариса ШВАЛЁВА.

С 2001 по 2003 год наша школа была опорной площадкой края по реализации развивающего обучения на всех ступенях. Затем коллектив школы заинтересовался проблемой компетентной личности. Сейчас важнейшим ориентиром деятельности, конечно, является ФГОС.Понятно, что основные результаты работы любого образовательного учреждения – показатели итоговой аттестации в 9-м классе и баллы ЕГЭ. Здесь наша школа на протяжении ряда лет держит стабильно высокую планку. Мы можем судить об этих трендах не только с учетом объективной оценки в баллах, но и на основе результатов нашего постоянного внутришкольного опроса. В ходе одного из них выяснилось, что часть опрошенных считали, что обучение в школе не позволяет им развивать свои способности на достаточном уровне.Мы стали думать, как сделать обучение наиболее эффективным и отвечающим такому запросу. В итоге решили, что наиболее оптимальный вариант – профилизация образования. Однако мы понимали, что у нас будут определенные трудности: в условиях небольшой школы фактически невозможно сформировать полноценные профильные классы.  Единственный способ индивидуализации обучения в старшем звене, который мы увидели на тот момент, заключался в организации обучения по индивидуальным учебным планам. Так, мы разработали проект «От массовой школы – к школе для каждого». В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации сопровождения в условиях муниципальной школы, в которой тьюторство не носит и не может носить массовый, всеобъемлющий характер и ввести в практику работы ставку тьютора нет возможности, поэтому, говоря о тьюторе, мы подразумеваем учителя, классного руководителя, занимающего тьюторскую позицию. Чем же тогда отличается тьютор от учителя, спросите вы? Мы тоже искали ответ на этот вопрос, ведь человек-то один… Основным условием, которое позволяет осуществлять именно тьюторское сопровождение ребенка, является построение образовательного процесса как школы самостоятельного выбора. Тогда целью педагога становится желание способствовать учащемуся в осознании индивидуальных целей и построении планов самообразования, в овладении им самообразовательной деятельностью, культурными средствами самообразования с помощью библиотеки, кружка, спортивной секции или любого другого учреждения дополнительного образования, куда ему интересно ходить. Однако не стоит забывать, что здесь вновь проявляется специфика сельской школы, ведь она зачастую играет роль и основного образовательного учреждения, и дополнительного.Сегодня мы уже апробировали такую организационную модель осуществления сопровождения, как тьюторский класс. Именно ее мы считаем наиболее эффективной в условиях массовой школы. Суть ее состоит в том, что сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях.Педагог осуществляет индивидуальное сопровождение учащегося: работает над проблемами осознания и уточнения познавательного интереса, формирования индивидуальной план-карты познавательного маршрута, анализирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности, обсуждает проблемы. Также учитель создает в классе ситуацию открытого образования. Здесь индивидуальная работа ученика с педагогом рассматривается как ресурс такого образования. Взаимодействие строится на единстве деятельности, а не предметности, например, сбор портфолио, совместный проект, участие в различных мероприятиях и т. д.Чтобы помочь ребенку сделать осознанный выбор, мы разработали карту образовательных ресурсов, которая начинается с формулировки учеником образа своего будущего. Он определяет свое образование, желаемое место работы, объем доходов, структуру времени, досуг, карьерный рост, круг общения, место жительства и т. д. Как уже было сказано, мы начинаем работу с первой ступени школьного образования. Уже в 1-м и 2-м классах предлагается по 10 часов внеурочной деятельности. С начальной школы учащиеся получают первый опыт написания учебно-практических работ, успешно представляют их на школьной ежегодной конференции «Шаги в науку», на муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ. Таким образом, в этом звене решается основная задача деятельностного подхода – развитие ученика, осознающего, что и зачем он делает.В 7-8-х классах реализуется проект «Все работы хороши – выбирай на вкус». Учащийся рассказывает в классе о той профессии, которая для него наиболее интересна в данный момент. В 9-м классе для реализации своего образовательного потенциала ученик выбирает ряд спецкурсов. Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании.  У нас принято нелинейное расписание. На третьей ступени у нас по одному классу, поэтому первыми и последними уроками ставятся базовые предметы или предметы по выбору. А между ними те предметы, которые посещают все ученики. Основной единицей сопровождения здесь является тьюторская встреча – обсуждение педагогом и учеником самостоятельных шагов, сделанных ребенком для достижения своей образовательной цели. Таким образом, индивидуальные учебные планы продолжают формирование и развитие общекультурной компетентности, заложенной в начальной и основной школе, и позволяют сформировать допрофессиональную компетентность учеников.В 2012-2013 учебном году в суксунской школе №1 483 ученика. 185 ребят учатся только на «хорошо» и «отлично». 16 ученикам 10-го и 11-го классов за высокие учебные достижения выплачивается губернаторская стипендия.Возраст суксунской школы №1 почтенный – 80 лет. За все это время школа, находящаяся в 150 км от краевого центра, является местом, где ребята из соседних сел и деревень (Советная, Опалихино, Кошелево и др.) могут получить среднее образование.Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте