31 октября в лицее №8 Нижнего Новгорода прошел городской семинар для руководителей общеобразовательных учреждений на тему формирования и развития личности «Процесс, факторы, условия. Музейная педагогика». Лицей не случайно стал площадкой по обмену опытом. Лицей (до 1997 года школа) №8 один из самых старых в городе, его официальная история началась в 1918 году, реальная – задолго до революции. Первоначально здание школы располагалось в самом сердце Нижнего Новгорода, на площади Минина и Пожарского, в 1969 году она переехала в новое здание, но тоже в центре, где немалую часть населения составляли люди умственного труда – научная и творческая интеллигенция. Специфика школы была естественно-научной.
До 1930 года, до присоединения к ней Опытно-показательной школы имени Ленина, открытой в 1918 году при Институте народного образования, школа №8 носила имя Мечникова, в результате реорганизации получила педагогический профиль и имя Ленина. Очень многие выпускники тогда еще школы №8 внесли значительный вклад в общественную жизнь, науку и культуру не только Нижегородской области, но и всей страны. Это те, на кого можно и нужно равняться подрастающему поколению. Не каждая школа имеет такой мощный воспитательный ресурс, неразумно было бы не пользоваться этим богатством. Так получилось, что в лицее №8 музейная педагогика стала стержнем, вокруг которого строится вся система воспитания и образования. О том, как создавалось формирующее пространство, мы беседуем с директором лицея Ириной Николаевной ЯРЦЕВОЙ, почетным работником образования РФ, дважды лауреатом премии Нижнего Новгорода в области образования.
– Ирина Николаевна, на семинаре вы и педагоги лицея делились с директорами нижегородских школ разработанной и уже внедренной в практику моделью. Расскажите, как вы пришли к ней?
– Музейная педагогика не только позволяет охватить образовательный процесс и воспитательную работу, но и обеспечивает проектную деятельность, работу классных и творческих коллективов, активно задействует систему наставничества, то есть аккумулирует все хорошо известные методы и новые образовательные технологии, весь инструментарий, который рекомендует нам современная система образования. И главное – наша модель позволяет наполнить форму содержанием, она может стать единой для всех образовательных учреждений в стране. А вот какое туда заложить содержание, решает сама школа или лицей, это уже зависит от специфики, от особенностей каждого конкретного образовательного учреждения.
Мы счастливые люди. У нас исторически сложилось так, что нам есть о каких героях сохраняем память, а также об их успешной деятельности на благо общества. Мы занимаемся этим полвека. Ровно 50 лет назад, в 1972 году, во дворе школы был установлен памятник выпускникам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Открывали его старейшие учителя, те, кто учил в свое время будущих фронтовиков, их ближайшие родственники и одноклассники. Открытию мемориала предшествовали поисковая работа, сбор материалов. По сути, деятельность по сохранению памяти с тех пор не прекращалась.
У истоков школьного музейного дела стояли наши предшественники, нашей задачей было только сохранить то, что сделано до нас, и шагнуть дальше. В 1980 году была открыта экспозиция, посвященная выпускникам-фронтовикам, то есть это и был первый музей в новом формате. В 1998 году, к 80‑летнему юбилею, он расширился, стал музеем истории школы. Далее, в 2009 году, к 70‑летию известного нижегородского поэта Юрия Адрианова, нашего выпускника, была открыта экспозиция, посвященная его жизни и творчеству. Это была благодарная память ученому, исследователю, общественному деятелю и литератору.
Экспозицию Адрианову мы открывали в кабинете русского языка и литературы, на тот момент это еще не было принято как система. Тогда считалось, что музеи должны располагаться в особом помещении, должна быть отдельная ставка заведующего музеем. Все это в современных условиях невозможно, во всяком случае в большинстве школ таких условий нет. Может быть, когда-нибудь так и будет, может быть, так и лучше было бы. Но на сегодняшний день это невозможно по многим причинам: помещений не хватает, работников нет, денег на оплату ставки нет. Несмотря на все это, музейная работа может и должна вестись даже в нынешних условиях.
– Как вы решаете организационные проблемы?
– Экспозиция располагается непосредственно в учебном кабинете, ответственным является учитель-предметник, работающий в нем. Он получает доплату за заведывание экспозицией. Как классный руководитель он создает творческую группу из учеников своего класса, ребята под руководством наставника ведут поиск и проводят экскурсии. С помощью музейной экспозиции педагог строит систему работы классного коллектива, что тоже очень важно. Не может работа с классом сводиться к посещению театров и музеев и организации календарных праздников. У коллектива обязательно должна быть важная общественно значимая деятельность, желательно выходящая за рамки класса. Дело, которое распространяется на весь школьный социум, ценится вдвойне. Здесь необходим высший педагогический пилотаж.
Сегодня в лицее, не считая головного музея, 11 музейных экспозиций, расположенных в разных кабинетах. В их числе музей Николая Николаевича Хрулева, основателя школьного театра, нашей гордости. Театр в школе существует с 1934 года. Затем мы подготовили и открыли экспозицию, посвященную Евгению Аркадьевичу Негину, академику, Герою Социалистического Труда, физику-ядерщику, который более 40 лет возглавлял научный отдел ВНИЭФ в Сарове. Он учился в школе №8 лишь в старших классах, ездил сюда из города Бор, тратя на дорогу по 3-4 часа ежедневно, потому что сознательно решил посвятить себя науке. Для этого ему нужно было получить самое лучшее физико-математическое образование, и на тот момент его давали в нашей школе.
Потом у нас появился музей композитора Павла Аедоницкого (о нем была публикация в «Учительской газете»), затем открылся музей выдающегося микробиолога академика Ирины Николаевны Блохиной. Три года мы работали над созданием экспозиции, посвященной Евгению Константиновичу Федорову, известному ученому-геофизику, исследователю-полярнику, участнику легендарной станции «Северный полюс-1», Герою Советского Союза, награжденному за свою научную и общественную деятельность шестью орденами Ленина. По рождению он не нижегородец, но несколько лет учился в нашей школе и окончил ее в 1927 году.
С 6 сентября нынешнего года лицей официально носит имя Федорова. История эта удивительна. Вначале, когда только собирали материал, мы еще не знали, что высшее руководство страны и Русское географическое общество уже приняли решение увековечить имя Федорова в Нижнем Новгороде (на родине, в Приднестровье, и в Обнинске, где он много лет возглавлял всесоюзный Гидрометцентр, оно уже было увековечено), но выбирали, какой объект достоин его памяти. Когда администрации города стало известно, что мы готовим экспозицию, вопрос о присвоении решился сам собой. Приказ правительства Нижегородской области был подписан уже в апреле. К сентябрю мы прошли аккредитацию и регистрацию и теперь официально носим имя Федорова.
Есть у нас также экспозиция «Все остается людям», она посвящена не одному, а нескольким выпускникам – инженерам и представителям научно-технической интеллигенции. Все они внесли значительный вклад в народное хозяйство области и страны. Очень интересен музей истории нижегородского образования, в котором можно узнать о лучших педагогах города и лучших педагогических практиках за всю историю просвещения.
– Материалы собирают и экскурсии проводят сами лицеисты?
– Да, они принимают в этом самое активное участие. Но важно подчеркнуть такой аспект: музейная педагогика не должна сводиться к поиску материалов и проведению экскурсий. Все это хорошо, но этого недостаточно. Музей должен жить сегодняшним днем. Музей живет, когда каждый ученик получает возможность пополнить экспозицию какой-либо собственной деятельностью. Любому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, что его замечают, что память и о нем будет сохраняться.
Нашим лицеистам приятно, когда они приходят в лицей с родителями и показывают фотографию какого-либо события со своим участием или афишу, программку, сборник, рецензию, в которой упоминаются их фамилии. И семье это тоже очень приятно. Каждому нужен объект гордости за свою деятельность. Поэтому очень важно, создав музей, наполнить его актуальным содержанием. Всего проще было выполнить эту задачу в музее Н.Н.Хрулева. Школьный театр после Николая Николаевича уже почти 25 лет ведет Ираида Ивановна Троицкая, актриса ТЮЗа.
Каждый год дети под ее руководством готовят три детских спектакля (каждый рассчитан на определенную возрастную категорию: начальные классы, среднее звено и старшеклассники) и еще, когда удается, по одному взрослому спектаклю. Театр очень популярен, премьер всегда ждут с нетерпением. Есть у нас те, кто выбирает по окончании лицея артистическую карьеру и вполне успешно реализует себя в театре и кино. То есть экспозиция музея театра постоянно пополняется программами, фотографиями, рецензиями, статьями о новых постановках, каждый год добавляются афиши трех или четырех спектаклей. В музее Юрия Адрианова другой способ наполнения. Ежегодно в феврале мы проводим Адриановские чтения, в которых принимают участие ученики всех классов – с 1‑го по 11‑й. В рамках чтений традиционно проходит конкурс чтецов.
В нынешнем году тема звучала так: «Смысл жизни в сбирании памяти, смысл жизни в храненьи ее». Те, кто сочиняет в прозе или стихах, тоже имеют возможность проявить себя, творчество поощряется, так же как и научно-исследовательская деятельность. Поскольку у нас несколько музейных экспозиций научной направленности, то все, что связано с химией и биологией, проходит через музей Блохиной, с физикой и математикой – через музей Негина, разного рода инженерно-технические проекты – через музей научной интеллигенции.
Музей Аедоницкого тоже живет и развивается. Очень радует, что его оптимистическая, светлая и вдохновляющая музыка звучит в лицее и воспитывает наших детей. Уже пять лет мы проводим в его музее творческие вечера. Организуем четыре абонементных концерта в год по аналогии с филармонией. В них принимают участие наши лицеисты с 1‑го по 11‑й класс, занимающиеся музыкой в учреждениях дополнительного образования и музыкальных школах.
Афиши концертов с подписями всех участников хранятся в музее вместе с программами. О каждом вечере мы снимаем фильм, он выкладывается в группе в ВКонтакте, и все могут его посмотреть. Так воспитывается чувство сопричастности. Для каждой семьи, для бабушек и дедушек это очень важно. Должна сказать, что для учителей тоже важно ощущать причастность к отечественной музыкальной жизни. Вдова Павла Кузьмича Аедоницкого приглашала нас на торжество, посвященное 95‑летию композитора. Вечер проходил в Доме композиторов в Брюсовом переулке. В подарок мы везли афишу с вечера в музее Аедоницкого. В этом году делегацию от нашего лицея приглашали на 100‑летие. Оно отмечалось в Колонном зале Дома союзов. Поездка в Москву, общение с музыкантами – большое событие для каждого педагога.
Самый молодой из наших музеев – имени Федорова. Мы хотели сделать так, чтобы и он был живым, актуальным. Конечно, туризм у нас очень развит, лицеисты ежегодно ездят в походы на Алтай, на Байкал, сплавляются на рафтах, совершают восхождения. Но как это можно отразить в музее, кроме фотографий и путевых дневников? И вот нами была найдена новая форма. Мы организовали при музее Федорова Клуб знаменитых капитанов (помните, была такая передача по радио?). Ответственные за музей ученики 7‑го «Б» класса проводят экскурсии не просто так, а в форме заседания клуба. Это бывает очень интересно с точки зрения подачи новой информации. Мы пошили каждому капитану хорошие театральные костюмы и видим, что затраты не напрасны. Такая форма пробуждает интерес к предмету. Кстати, в этом году первый наш выпускник поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет метеорологии, где учился Федоров. Так что музейная работа – это еще и неплохая профориентация.
– Ирина Николаевна, все направления науки и творчества у вас охвачены. Не представлено лишь изобразительное искусство. Неужели нет среди ваших выпускников художников?
– Есть, конечно, даже несколько. Виктор и Михаил Дуцевы, например. Мы уже готовим материалы для экспозиции, есть что показать, есть кабинет, музей обязательно будет со временем. В планах центр шашек и шахмат (музей будет посвящен нашей выпускнице – шестикратной чемпионке СССР по русским шашкам, гроссмейстеру Алевтине Федоровне Лазаренко), а самое главное – почти готов музей истории нижегородской медицины. У нас учились не только многие будущие доктора, но и целые династии медиков. Обо всех таких династиях собирается материал, подбираются экспонаты, уже три года этим плотно занимаются учитель русского языка и литературы Юлия Викторовна Любезнова и класс, которым она руководит.
Наши лицеисты ценят и берегут каждый экспонат, относятся к материальной памяти с трепетом. Я и сама иногда удивляюсь сохранности экспонатов. Есть у нас по-настоящему уникальные вещи, все они сейчас точно такие же, какими были когда-то подарены. И никакой дополнительной охраны для этого не требуется.
Вера КОСТРОВА
Комментарии