Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Событие

Недетские проблемы

Их решение обсудили участники съезда работников дошкольного образования
Мой профсоюз, №48 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

17-18 ноября в режиме онлайн прошел VI Всероссийский съезд работников дошкольного образования, организованный Министерством просвещения РФ, Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО и Академией Минпросвещения России. В работе съезда приняли участие более 33 тысяч человек из всех регионов страны, в том числе специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования. Главная тема форума – реализация государственной политики в сфере дошкольного образования.

«Мы будем уделять самое пристальное внимание вопросам развития системы дошкольного образования, а также вопросам поддержки воспитателей по всей стране. Мы будем строить новую инфраструктуру, проводить конкурсы профессионального мастерства, окажем поддержку в повышении квалификации и реализации творческих идей», – сказал министр просвещения Сергей Кравцов.

Заместитель министра Виктор Басюк сообщил, что сейчас доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет в среднем по стране составляет более 88%, а для детей в возрасте от трех до семи лет – более 99%.

Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова в своем приветственном слове подчеркнула: «Для профессионального сообщества важно, что на съезде обсуждаются современные тенденции развития детей раннего и дошкольного возраста, вопросы создания необходимых и достаточных условий для развития и воспитания дошкольников, позитивных изменений и трудностей реализации ФГОС дошкольного образования, проблемы цифровизации в дошкольном образовании и преемственности детского сада и начальной школы».

Наталья КОСТЮК

На заключительном пленарном заседании начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк резюмировала:

«Наша с вами работа сегодняшним днем не заканчивается. Это точка отсчета, которая станет системой мероприятий. Представители регионов, спикеры секций, говорили о необходимости продолжения взаимодействия».

Итоги работы шести секций форума подвели модераторы. Вот какие самые важные идеи звучали на секциях, какие предложения внесли в резолюцию делегаты.

Секция «ФГОС дошкольного образования: из опыта работы регионов»

Ирина ФЕДОСОВА, директор Национального института качества образования: «Участники нашей секции уделили большое внимание проблемам организации в детских садах образовательной среды высокого качества, которая предоставит воспитанникам широкие возможности для проявления своей инициативы, активного участия в совместной деятельности взрослых и детей. Необходимо сфокусировать усилия на развитии кадрового потенциала системы дошкольного образования.

Предлагается внести изменения во ФГОС, в том числе в методические рекомендации по формированию системы оплаты труда, по расчету нормативных затрат. А также усовершенствовать требования к разработке программ развития образовательных организаций.

Важно продолжить работу по совершенствованию механизмов мониторинга качества дошкольного образования с активным участием профессионального сообщества, ежегодно проводить содержательный анализ результатов мониторинга».

Секция «Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста: актуальные вопросы»

Анна ТЕПЛОВА, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО: «Все докладчики сошлись на том, что очень важно законодательно закрепить гарантированное бюджетное финансирование реализации услуги по присмотру и уходу за детьми. В настоящее время финансирование гарантировано только при реализации образовательной услуги, но именно в раннем возрасте практически невозможно отделить воспитание от присмотра и ухода.

Важна работа с родителями, их информирование, снятие психологических проблем, которые возникают при переводе ребенка с семейного образования на институциональное. Были предложения по внесению изменений в образовательные программы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в области работы с детьми от 2 месяцев до 3 лет. Они немного оторвались от практики.

Все говорили о необходимости качественного изменения кадрового наполнения системы дошкольного образования для детей раннего возраста. Основываться на принципе: чем младше ребенок, тем выше квалификация и профессиональный уровень педагога, который с ним работает».

Секция «Инклюзивное дошкольное образование: нормативная база и современное состояние»

Татьяна СОЛОВЬЕВА, директор Института коррекционной педагогики РАО: «Участники секции обратили внимание на необходимость сопровождения взаимодействия участников образовательных отношений – администраторов, педагогов и родительского сообщества.

Хорошо, когда законные представители ребенка с особыми образовательными потребностями понимают необходимость постепенного включения в общую образовательную среду их сына или дочки, а родители здоровых детей понимают важность развития их малышей в условиях такой поликультурной среды. И осознают, что ребенок с особыми потребностями безопасен. Все это важно оформить в виде инструктивно-методических материалов, написанных понятным родителям языком.

Говорили о важности создания конструкторов адаптированных образовательных программ на уровне дошкольного образования.

Нужны конкретные технологии и методики помощи ребенку с особыми потребностями, который находится, например, в группе общеразвивающей или комбинированной направленности».

Секция «Воспитатель будущего: компетенции, образовательные и профессиональные стандарты»

Маргарита ПАРАМОНОВА, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета: «Необходимо продолжать работу по повышению статуса и престижа профессии педагога дошкольного образования.

Нужна «дорожная карта» с конкретными мероприятиями. Изучить потребности регионов в педагогических кадрах. Обеспечить поддержку вузам и колледжам, реализующим программы подготовки педагогов для системы дошкольного образования.

Необходимо изучать и обобщать лучшие практики и модели непрерывного педагогического образования.

Продолжить развитие конкурсного движения. Обеспечить вариативные возможности повышения профессиональной компетентности педагогов вне зависимости от места жительства.

Коллеги предлагали провести аналитическую работу по соотнесению стандартов дошкольного образования, среднего профессионального, высшего образования и профессиональных стандартов. А также рассмотреть возможность доработки профстандарта педагога дошкольного образования с учетом специфики его деятельности и обязательно в проектной логике».

Вера РЯШИНА, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО: «Предложение от молодых рязанских педагогов – стимулировать создание профессиональных педагогических сообществ работников дошкольного образования для распространения передового педагогического опыта, методической поддержки, взаимодействия педагогов и родителей, повышения престижа профессии, профессионального общения.

Еще предложения. Разрабатывать модели трансляции лучших практик организации воспитания. Повторить авторский опыт нельзя, но мы должны думать, как его перепроектировать. Расширять целевое обучение педагогов дошкольного образования и руководителей дошкольных образовательных организаций, чтобы на местах точно понимали, где и каких компетенций не хватает, как их развивать».

Секция «Информационное пространство дошкольного детства в эпоху цифровизации: риски и преимущества»

Нина ФЕДИНА, ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского: «Практика очень разнообразна, но можно выделить две основные модели по данной теме. Первая – применение элементов электронного обучения. Отметим, что ребенок любит цифровой образовательный контент, ему нравится фото, мультики, инфографика. Это на постоянной основе делает каждый детский сад в той или иной степени.

Второй вариант – электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в условиях форс-мажорных обстоятельств. Наступление этих обстоятельств возможно в любой год, не только во время самоизоляции 2020‑го. Например, если ребенок не может посещать детсад…

Все предложения сводились к нескольким пунктам. На федеральном уровне просьба к Минпросвещения России сделать единый документ по применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ дошкольного образования.

Наталья АГРЕ

Нужно организовать серию вебинаров для руководителей дошкольных образовательных учреждений по созданию цифровой образовательной среды детского сада, построению информационного пространства в цифровую эпоху. Поступило предложение проводить онлайн-трансляции для родителей на тему «Ребенок-дошкольник в цифровую эпоху».

Секция «Преемственность детского сада и начальной школы»

Наталья АГРЕ, и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО: «Необходимо провести исследование на тему преемственности, выяснить, сколько времени нужно в дошкольном возрасте уделять вопросам подготовки к школе, а сколько – игре, развитию.

Рекомендуется проведение различных организационно-методических мероприятий с участием воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, чтобы была стыковка и понимание взаимных ожиданий. Фактически у каждого дошкольного образовательного учреждения должна быть связка со школой».

Оксана РОДИОНОВА


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt