Качество образования не сводится к набору знаний и навыков, это скорее качество жизни, которое подразумевает здоровье, социальное благополучие, самореализацию, защищенность. Наш мир и современное общество постоянно находятся в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы во всех областях науки. В соответствии с требованиями жизни совершенствуется и психологическая служба. Неделя психологии стала в Вороновской школе традиционной. В ее основу легли идеи и методические материалы директора Центра психологического сопровождения образования «Точка пси» Марины Битяновой.
Основные рабочие принципы Недели психологии в школе: – неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз; – каждый день должен плавно перетекать в следующий; – необходимо использовать такие виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым и задавали бы ее общий дух; – события должны охватывать всю школу – всех детей и всех взрослых; – мероприятия по возможности не должны вмешиваться в учебный процесс, или по крайней мере это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы. Идею Недели психологии-2011 я разрабатывала с воодушевлением. За этот период хотелось решить самые разнообразные задачи. Развивающие задачи:- развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся; – развитие рефлексии и саморефлексии; – развитие мотивационной сферы; – развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов у учащихся и педагогов; – расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний. Коррекционные задачи:- решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе; – развитие важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества. Просветительские и психопрофилактические задачи: – формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на психологическую волну; – стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога. Школу оформляли особо. Развесили на стенах броские листы бумаги с афоризмами блистательных людей. Разместили в холлах на этажах информацию об акциях, она менялась ежедневно. Каждое утро до начала занятий по школьному радио десятиклассницы Елена Кидяева и Татьяна Шаева делились впечатлениями о дне минувшем и объявляли тему, девиз акции нового дня. Это не игра – это не вполне обычная среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основная цель Недели психологии – попытка внести в жизнь школьников новые чувственные краски, это возможность нового осмысления действительности и отношений людей между собой. Особенностью акции считаю ее ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. В нашей школе в этом году ученики и учителя работали по шести направлениям. Психологическая акция «Забор негатива» для 5-10-х классов дала возможность высказаться всем желающим. Их оказалось немало. На импровизированном заборе девчонки и мальчишки писали о своих переживаниях, проблемах, отрицательных эмоциях. Этот процесс выражения каких-либо своих чувств неприятия очень понравился ребятам, он дал им ощущение разрядки. Акция «Тайный друг» для учеников 2-11-х классов и педагогов – одна из любимейших у детей. По условию игры каждый участник выбирает себе объект и в течение оговоренного времени оказывает ему знаки внимания так, чтобы тот не догадался, кто его тайный друг. Интригующие послания подписываются буквами «Т. Д.». За день почтальоны разносили до сотни писем, которые появлялись самым таинственным образом в почтовом ящике. В конце второго дня в кабинете собрались те, кто отправлял призыв о дружбе, но оказался не услышан. Те, кто не получил предложений о создании доверительных отношений, создали клуб «Тайные друзья». С его членами я планирую проводить в дальнейшем психологические занятия, устраивать для них тренинги на повышение самооценки, для того чтобы снять их эмоциональное напряжение и развить умение общаться… Психологическая акция «Предсказания Белого Кролика» проводилась нами первый раз. Придумав ее, мы желали создать некий особый климат в школе, она стала генератором положительных эмоций каждого. В специальный ящик были собраны остроумные фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, вытаскивал пожелание, и оно поднимало настроение: «Не можешь жить напряженнее, живи умнее», «Полюби жизнь, и она полюбит тебя», «Не знаешь, за что взяться? Возьмись за ум!». Акция «Следопыт» рассчитана на 5-6-е классы. Она давно уже прижилась в нашей школе, ребята всегда ее ждут с нетерпением, ведь они так любят обсуждать разнообразнейшие вопросы: – вопросы, ответы на которые легко найти, например, сколько столов в школьной столовой, ступенек при входе в школу; – вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы; это возможность узнать что-то новое о родной школе; – личные вопросы взрослым – когда еще можно узнать, у кого из учителей есть собака, какое любимое блюдо заместителя директора по АХЧ, какой любимый цвет у вахтера… Акция «С днем рождения!» касается тех, кто родился в период прохождения Недели психологии. Данные обо всех именинниках вывесили на стенде, и любой мог поздравить их с праздником. Ребята так разошлись, что поздравляли уже друг друга со всеми, а не только январскими, днями рождений. Добрым пожеланиям не было предела! В психологической акции «Интервью» участвуют 8-10-е классы. Это осмысление старшеклассниками представлений о счастье, смысле жизни, ценностях, жизненных планах, предоставление учащимся возможности совершить личный выбор. Десять человек из 10-го «А» класса предлагали по одному вопросу с вариантами ответов. Например, «Если в открытом море на лодке были президент, ученый и ребенок, кого бы вы спасли (спасти можно только одного)?». Каждый выбирал сам. Ну а «Поляна пожеланий» настраивала весь наш школьный дом на позитив, хорошее настроение, на светлое завтра. Коллаж составляли из разноцветных бумажных лепестков, кто-то писал пожелание, кто-то отрывал, с тем чтобы сохранить на память. И если в него поверить, оно обязательно исполнится! А еще наряду с этими акциями прошли классные часы, где обсуждали в 1-5-м классе тему «Учусь общаться», в 6-м – «Особенности развития в подростковом возрасте», в 7-м – «Что такое дружба?», в 8-м – «Интерес и безразличие», в 9-м – «Самооценка», а в 10-м – «Невербальные средства общения». Ведь во всей человеческой жизни нет ни одной минуты, в которую было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и беспечно.Марина ИСАЕВА, педагог-психолог Вороновской школы, Подольский район
Комментарии