Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения в условиях реализации и внедрения федерального государственного образовательного стандарта. С введением федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, на первый план выходят задачи по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и построение образовательного процесса с учетом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Работая в тюремной школе, мы сталкиваемся с тем, что основная масса наших учащихся, приступивших к занятиям, имеет низкую обученность и обучаемость, низкий темп продвижения в обучении. Они психологически неустойчивы и неуравновешенны, негативно относятся к учебе, считая образование бесполезным, ненужным, и как следствие имеют знания ниже базового уровня по итогам входного контроля. Часть учеников имеют перерыв в образовательном процессе от двух до пяти лет, а иногда и более. Возраст учащихся – от 18 до 29 лет.Мотивация к обучению у наших учеников чрезмерно низкая, в основном они садятся за парты для получения права условно-досрочного освобождения, смены обстановки, небольшого расширения кругозора. Это связано с тем, что большинство учащихся из неполных, неблагополучных семей, у многих из них ярко выраженный асоциальный тип поведения, свидетельствующий о социальной и педагогической запущенности личности, многие приговорены к длительным срокам заключения.В нашей школе с 2008 года была принята и выполнялась программа по работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности. Несмотря на некоторые положительные результаты выполнения этой программы, кардинального повышения уровня учебной мотивации среди учащихся не произошло. Используя в преподавании математики с 2009 года технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (см. cтатью «Успешный ученик – свободный гражданин», «УГ» №5 от 4 февраля 2015 г.), я всегда искал методы и приемы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.Как педагог, я ставил перед собой следующие вопросы: почему у ребят такой низкий уровень знаний? Как помочь им улучшить свои результаты? Как научить их учиться в современных условиях? Как сделать так, чтобы наша тюремная школа как магнит притягивала учеников своей интересной, содержательной жизнью, чтобы они добровольно приходили на занятия, а не загонялись из-под палки сотрудниками колонии?Размышляя над требованиями федерального государственного образовательного стандарта, я понял, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание условий для осмысленного учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.Основные традиционные методы преподавания математики часто не дают ожидаемых результатов: ученики пассивны на уроках, слабо запоминают, учеба не заинтересовывает их. И как следствие обучение нерадостно и неинтересно.Многие из перечисленных проблем помогает решить проектная деятельность учащихся, которая стимулирует интерес, формирует познавательную активность, учит самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Работа над проектом также позволяет объединять урочную и внеурочную деятельности учащихся.Таким образом, проектная деятельность может стать тем стержнем, который позволит существенно повысить мотивацию к учебной деятельности и активизировать познавательные интересы учащихся в условиях пенитенциарной школы.Для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики я уже второй год реализую долгосрочный учебный исследовательский проект «Солнечная система: прошлое, настоящее, будущее». Девизом нашего проекта, который мы выбрали вместе с учениками, является изречение древних мудрецов: «Человек рожден для мысли и действия». Почему тема проекта – Солнечная система, ведь к математике она имеет довольно косвенное отношение? Ученики нашей тюремной школы – своеобразный брак существующей сейчас системы образования. Случай, когда наш ученик имел при обучении на свободе хорошие и отличные оценки, – очень большая редкость. В основном тройки ему ставили, чтобы он не мешал вести занятия учителю. Поэтому многие наши ученики имеют очень большие пробелы в элементарных знаниях по математике. Соответственно и вызвать у них сразу же интерес к математике, не ликвидируя эти пробелы, практически невозможно. Да и вообще, учитывая то, что ребята имеют низкий общий образовательный уровень, несмотря на их возраст, и ту криминальную среду, в которой они, как правило, находились, часто бывает практически невозможно найти тему, которая была бы им интересна.Тема астрономии стала для меня той спасительной соломинкой, которая позволила пробудить у многих учеников хоть какой-то интерес к окружающему их миру. Ведь что может в основном видеть человек в условиях длительной изоляции? Только небо, как говорят в народе, «в крупную клетку». А небо с древних времен – открытая книга! Только за март 2015 года в этой сфере произошло два неординарных события: северное сияние в Москве и солнечное затмение. Так как астрономия уже давно как учебный предмет не входит в перечень базовых предметов, а изучается в курсе физики, то для многих учеников элементарные астрономические сведения стали большим открытием и вызвали неподдельный интерес. Но разве возможна астрономия без математики? Конечно, нет! Ведь все астрономы были математиками! Нет такого раздела математики, где нельзя было бы применить сведения о космосе, галактиках, звездах, планетах!Таким образом, перебрасывается своеобразный мостик между астрономией и математикой, между интересом к отдельному предмету и мотивацией к учебной деятельности вообще.Такая организация учебной деятельности требует от педагога большого труда, терпения и времени, этот путь труден и тернист и не во всех случаях, к сожалению, приводит к планируемому результату.При организации проектной деятельности я руководствуюсь следующими основными принципами:- проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой;- учебный проект – это совокупность задания учащимся и проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставления его с предварительной гипотезой или намеченной целью;- создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Вместе с учениками мы определили для себя следующее значение слова «проект». Проект – это:П – практическое; Р – решение;О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива;Е – единое;К – коллективное;Т – творчество.В каждом классе я готовлю учеников к введению в проектную деятельность начиная с первых уроков нового учебного года. Это так называемые мини-проекты, или проекты одного урока, когда учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания, задания проблемного характера, специальные творческие задания, усложняющиеся от урока к уроку. Темы этих проектов соответствуют теме урока, но задания так или иначе связаны с астрономией.Первым и очень важным шагом в проектную деятельность является коллективная творческая работа. Ведь не секрет, что в местах лишения свободы, несмотря на работу администрации, поведение учеников в своей среде зачастую оценивается через призму тюремных «понятий». Поэтому коллективная творческая работа может стать той площадкой, которая позволит ученикам преодолеть негативное влияние этих «понятий».Цель коллективной творческой работы: попытаться вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся.Конкретных форм проведения таких работ очень много. Я их использую при закреплении ранее изученного на уроке материала, но темы также связаны с астрономией. Например: «Геометрические фигуры в созвездиях Большая и Малая Медведица».В результате коллективной творческой работы вырабатывается умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими учениками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Главным инструментом проектной деятельности является учебный проект, так как обучение учащихся происходит в процессе его осуществления.В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.Приступая к проектированию с учащимися в условиях пенитенциарной школы, необходимо учесть, что большинство учащихся инертны, их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации в работе, к незаконченному проекту.Также необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, работающих в одной группе или над одним проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности учащегося, помощь учителя может состоять: – в подборе литературы и других источников информации по теме; – в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь; – в показе способов и приемов работы с найденным материалом; – в обсуждении собранного материала; – в подготовке текста выступления; – в моделировании, в том числе и компьютерном. При реализации учебного проекта я организую следующие этапы его проведения:- исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате определяются область проблемы и проблемный вопрос;- обсуждение темы проекта. Выбор творческого названия проекта;- формирование нескольких групп учащихся, состоящих из 2-3 человек с разными заданиями. Творческие группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся;- обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получает свою часть работы;- обсуждение с учащимися возможных источников информации;- предварительное ознакомление с материалом, собранным учащимися, консультирование учащихся;- организация самостоятельной работы учащихся над заданиями;- выполнение творческой работы. Проведение презентации творческой работы;- оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проведение их обсуждения с акцентом на успехах учащихся и на организации работы в группах.Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность учеников позволяет публичная защита проекта, которая проводится в соответствии с критериями положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, принятого в нашей школе.В условиях пенитенциарной школы, на мой взгляд, очень важное значение приобретает предварительная оценка результатов во время работы учеников над проектами. Ведь наши ученики зачастую не имеют не только навыков самооценки своей учебной деятельности, но и своих поступков, они не задумываются над причинами и последствиями происходящих с ними событий. Перед решением о представлении проекта для публичной защиты, при его предварительном просмотре, а также на отдельных этапах со всеми участниками проекта обязательно проводится обсуждение проделанной работы с заполнением ими не очень сложного оценочного листа. Ученики пытаются объективно оценить качество работы, проделанной всей группой, оценить достижение поставленных целей, организацию работы в группе, свое участие в этой работе, а также оценивают работы всех остальных групп, пытаются определить их достоинства и недостатки.По результатам обсуждения принимается решение о представлении проектов для публичной защиты.На этапе самоконтроля и взаимоконтроля ученики осваивают приемы планирования собственных действий, обучаются самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями, у них формируются потребность и привычка оценивать свои действия.Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. В этом случае проектная деятельность учеников используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения – умение попросить о помощи или дать консультацию… Именно в процессе взаимопомощи ученики лучше усваивают изучаемый материал. Это особенно важно для тюремной школы, потому что индивидуализм – это одно из негативных качеств большинства наших учеников.Практическим результатом успешной проектной деятельности учащихся нашей школы в 2013-2014 учебном году стало участие десятиклассника Артема Старцева во Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки», где он занял третье место. В этом учебном году уже трое учащихся 10-х классов решили принять участие в этом конкурсе после представления своих работ на школьной общественной защите исследовательских проектов, которая состоялась 20 марта 2015 года.Это Денис Сапрыкин (проект «Солнечная система – часть Вселенной»), Василий Ульянов (проект «Солнце – основа Солнечной системы»), Кирилл Лаптев (проект «Планеты Солнечной системы»). Общественные эксперты, а это все учащиеся школы, пожелавшие принять участие в обсуждении, высоко и по достоинству оценили качество этих проектов. Да и сами участники смогли сравнить свои проекты, отработать технику выступления, сделать друг другу критические замечания. Будем надеяться, что жюри конкурса справедливо оценит работы наших конкурсантов. Также наши учащиеся стали активнее принимать участие в Федеральном дистанционном интеллектуально-творческом конкурсе-олимпиаде «Звездный час» для обучающихся вечерних школ при исправительных учреждениях, проходящем в городе Мурманске в вечерней школе при исправительной колонии №17. В этом году это ученики 8-го класса Алтынбек Омуркулов и Денис Конев.Но главным результатом своей работы я, конечно, считаю не столько цифры и столбики мониторинга, большое количество дипломов, сколько появление искреннего интереса к учебе в глазах наших учеников, которые, несмотря на трудности нелегкого положения заключенных под стражу, искренне хотят исправиться, хотят познавать новое, пытаются пробовать свои силы, заново узнавать этот мир, хотят найти свое место в жизни, стать самостоятельными, неординарными и творческими людьми.Александр ПОНОМАРЕВ, учитель математики вечерней (сменной) школы №1, Рубцовск, Алтайский край
Комментарии