Библиотекари служат книгам, которые несут в себе огромное человеческое наследие, служат читателям, которым необходимы сведения изразных областей знаний, информационная помощь. Многие маленькие читатели теряют интерес к книгам. Работать с литературой для них сложно. Надо не просто перелистать издание, а изучить материал, переработать, проанализировать и самое главное – сделать выводы, использовать их в своей учебной деятельности. Дефицит времени, возрастающая учебная нагрузка приводят к формальному подходу в подготовке к знаниям, к использованию готовых не только ответов (решебников, заполнивших полки магазинов), но и рефератов, сообщений, сочинений, перекачанных из интернета.
Учителя – творческие люди, которые каждый день, на каждом уроке совершают действо, включающее в себя и актерское мастерство, и желание дать знания, и умение общаться с детьми. Учителя не имеют права оставаться на прежнем уровне, они учатся всю жизнь, совершенствуются. Но мало получать знания из специальной литературы, изучать методики, разрабатывать программы деятельности по разным направлениям. Мы не задумываемся о том, что нужно развивать и душу. В спешке, в постоянных отчетах забываем о самих себе, о том, что каждый человек может удивительно раскрыться, не боясь этого, не по принуждению, а зная, что его поймут, оценят и поддержат.
Это важно для библиотекаря – не обсуждать, а помогать осознать себя в мире, понять что-то важное. Удивительные открытия происходят иногда вне зависимости от самих педагогов.
Кроме мероприятий, проводимых для учеников, я стала включать в план работы встречи со взрослыми читателями. Обзоры новой литературы, периодической печати, выставки книг, сообщения по определенным темам – этого недостаточно для библиотечного общения. Все началось с читательской конференции, которую мы провели по книгам А.Ермолина. В них описывается новая система воспитания молодого поколения, основа ее – технология скаутов. В нашем же учреждении две детские организации – детская экологическая «Росток» и «Петровское братство скаутов». Мнение педагогов было неоднозначным, обсуждение книг вылилось в дискуссию, что говорило о профессионализме, о стремлении разобраться в теме. Эта конференция помогла мне как библиотекарю осознать важность своей работы, а уважительное отношение педагогов дало уверенность для проведения дальнейших мероприятий.
Подготовка занимает много времени, но порой важно не поразить читателей обилием сведений (для нашего времени это не редкость), а зацепить чем-то, что для них интересно. Рассказывая о Владимире Вернадском, о его открытиях, о его гениальности, я затронула его человеческие качества, что невозможно без упоминания о его жене (здесь есть чем восхищаться!). Возможно, не запомнят слушатели даты жизни ученого, но уважение к этому удивительному человеку останется.
Встреча в гостиной, посвященная Анне Ахматовой, стала для меня откровением. Она нашла уголок в душе многих педагогов. Коллеги читали стихи, которые они знали наизусть, которые дороги и стали очень личными.
Школа будет меняться вне зависимости от желания руководства или учителей. Школа подчинена обществу, она индикатор тех изменений, которые происходят во всех сферах нашей жизни, иногда очень негативных:
– перекраивается история, выбрасываются целые страницы, меняются герои;
– пропагандируется нигилизм, принцип «лучше ругать, чем что-то предложить или сделать»;
– засоряется русский язык.
Это все временно, потому что настоящие ценности остаются, а наносное отлетает. Странно то, что на критику и вопросы педагогов некоторые руководители считают вправе ответить: «Если не нравится, меняйте работу, уходите из образовательной сферы». Учителя переживают, стремятся изменить ситуацию. А чиновникам что важно? Неужели разные цели у людей, служащих одному делу?
Наталья АБРАМОВИЧ, библиотекарь районного детского экологического центра, Светлоград, Ставропольский край
Комментарии