Еще великий советский педагог Антон Макаренко говорил: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – наше будущее горе, наша вина перед другими людьми». Этой философии придерживаются в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа.
В районе – 13 поселков. На каждый из них составлена карта культурно-образовательного пространства, где обозначены клубы, спортзалы, библиотеки, музеи, школы.
В Нефтеюганском районе действуют пять учреждений дополнительного образования различной направленности, причем четыре из них открыты в последние три года.
– Я думаю, не каждая территория может этим похвастать, – говорит председатель комитета по образованию администрации Нефтеюганского района Анна Филатова. – За поддержку и понимание в этом вопросе мы благодарны нашему главе Александру Валентиновичу Клепикову. Все учреждения находятся на территории поселка городского типа Пойковский. Системой дополнительного образования охвачено 96% детей района.
В муниципальной программе Нефтеюганского района «Развитие воспитания и дополнительного образования до 2006 года» определены несколько приоритетных направлений. Первое – обеспечение интеграции общего и дополнительного образования. Второе – создание условий для повышения качества образования, а именно внедрение маркетингового подхода в практику деятельности учреждений и повышение уровня профессионализма специалистов.
– Мы воспитываем бережное отношение к культуре и традициям различных этнических групп, проживающих на территории района, – рассказывает Анна Владимировна. – Но нельзя забывать, что в большинстве своем дети, считающие себя русскими, лишены возможности приобщения к русским традициям и ценностям национальной культуры в семье, оторванной от своих корней, иногда утратившей даже родственные связи. Из 110 семей, состоящих на учете в поселках как неблагополучные, около 90% – именно русские семьи.
Чтобы сохранить элементы русских обычаев и культуры, традиционные ремесла, рукоделия, народные промыслы в поселках района в Доме детского творчества была создана «Школа полихудожественного развития детей на основе русской культуры».
– Создавая культурно-образовательное пространство, мы прежде всего позаботились об интеграции историко-культурологических знаний, практических умений, навыков и социальной практики, – продолжает Анна Филатова. – Организация учебно-воспитательного процесса в школе предусматривает получение каждым ребенком теоретических знаний, например по истории русских народных ремесел, таких, как «Гжель», «Хохлома». В мастерских дети практикуются по предметам «Русская народная игрушка», «Русская народная вышивка», «Венок рукоделий».
В досуговом центре при школе у детей и их родителей появилась возможность участвовать в русских обрядах и праздниках. Взрослые и дети могут принять участие в игровой программе «Богатырские забавы» и в празднике, посвященном русской березке. Такое погружение в культуру позволяет и детям, и педагогам приблизиться к далекой эпохе, услышать голоса предков. Это обогащает мировоззрение, прививает любовь к своей истории.
Большим событием стало создание в районе центра творческого развития и гуманитарного образования «Открытая гимназия», в которой опираются на идеи мыследеятельностной педагогики. В свободное от учебы время центр посещают дети из четырех школ поселка Пойковский. Решение об открытии этого учреждения было принято директорами школ, которые прекрасно понимали, что другой вариант, например в виде общеобразовательной гимназии, приведет к оттоку лучших педагогов и учеников и создаст в небольшом поселке социальную напряженность.
По словам Филатовой, этот проект, научным руководителем которого является Марина Половкова, одновременно и сложный, и перспективный. Сложный потому, что в содержание образования включены различные способы и техники мышления, понимания, деятельности. Партнерами в реализации проекта стали школы поселка Пойковский, Московский проектный колледж, родители учеников гимназии, «Лицей» города Нефтеюганска.
«Открытая гимназия» создана не случайно, так как в системе дополнительного образования есть ряд преимуществ. Педагог здесь не ограничен ни строгими государственными стандартами, ни оценочной системой. Учитель общается с детьми, которые целенаправленно, а главное, добровольно приходят сюда в свободное время. Ребенок сам или вместе с родителями выбирает кружок или секцию, учителя, и что самое ценное – свою индивидуальную образовательную программу, определяя срок ее прохождения. Более того, школьник может менять виды занятий, коллектив, педагога.
За два года существования «Открытой гимназии» ее педагогами созданы авторские спецкурсы: «Мифы народов мира», «Языкознание», «Мир звуков, образов, знаков, жестов», «Естествознание». На базе гимназии проводятся семинары для учителей начальных классов – «Деятельностное содержание образования и традиционные учебные предметы», «Процесс организации понимания и исследование непонимания учащихся». И это только начало.
Открытие «Центра компьютерных технологий» было вызвано необходимостью вовлечения детей и подростков в социально значимые проекты, приобщение их к использованию информационных ресурсов. Сегодня нужно воспитывать в ребенке активного участника социально-политической жизни района и российского общества. Основным средством реализации обозначенных направлений стало создание молодежного информационно-образовательного портала. Это сеть объединенных сайтов. На сайте «Электронная газета» ребята рассказывают о школьной жизни. Сайт «Досуг» содержит данные по учреждениям дополнительного образования, спортивным секциям и развлекательным центрам, информирует о проводимых мероприятиях. «Молодежный форум», «Я и политика» – это сайты для обсуждения актуальных вопросов молодежной жизни с управленцами, политиками, родителями. Теперь старшеклассники Нефтеюганского района могут участвовать в дистанционных олимпиадах, играх, конкурсах на лучший проект, одним словом, проявить себя в различных областях, например, в журналистике и рекламе, в области информационных технологий.
В Нефтеюганском районе давно стали популярными слова Джордано Бруно: «Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного». И в районе придерживаются этой древней формулы. Может быть, поэтому детей Югры знают как неоднократных победителей различных конкурсов, научно-практических конференций, фестивалей не только в автономном округе, но и за его пределами – в Москве, Новосибирске, во Франции, Венгрии, Греции.
Чтобы дополнительное образование развивалось продуктивнее, в Нефтеюганском районе сотрудничают с вузами, в частности, с Сургутским государственным педагогическим институтом. Расширяются и укрепляются связи с театрами и музеями, преподавателями художественных и музыкальных школ, спортивными тренерами. Расширять число своих сподвижников, конечно же, непросто. Но в Нефтеюганском районе шаг за шагом учатся привлекать к сотрудничеству заинтересованные организации. И сегодня в районных детских домах и центрах дополнительного образования общество видит надежных партнеров в воспитании юных граждан Югорской земли.
Комментарии