Раскрепощение внутренней энергии человека, скованной на протяжении десятилетий догмами, запретами и преследованиями, тяжелейший поиск многими россиянами своей культурной идентичности, сопровождающийся подчас болезненными конфликтами, недемократическим поведением, отсутствием уважения друг к другу, обострили проблему толерантности. При этом встает вопрос о формировании многокультурного менталитета, что поможет понять и оценить собственную культуру, научиться видеть мирные пути решения проблем, альтернативные насильственным и разрушительным для самого индивида. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.
В условиях общественной и культурной дезинтеграции актуально звучат слова А. Швейцера о том, что идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохранит подлинную человечность. В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно-психологического здоровья населения. В связи с этим формирование толерантности как способности выйти на новый уровень взаимоотношений представляется особенно важным.
В процессе естественного отбора человечество приобрело способность к эмоциональному резонансу, способность реагировать на сигналы эмоционального состояния другого. Наряду с тенденцией к эгоизму человеческой природе присуща тенденция к альтруизму, самоотверженности. Именно их сочетание обеспечивало выживание человеческих сообществ. Проявление толерантности и альтруизма в человеке требует их умелого взращивания и развития. Усиление в человеке эмоционального начала, столь важного для реализации лучших возможностей личности, требует культивирования в человеке гуманного отношения к людям. Чем выше эмоциональная культура человека, тем он более способен ощущать себя одухотворенной, нравственно свободной личностью, тем более высокий уровень проявления терпимости и сопереживания к окружающим людям.
Переступив через рубеж веков, цивилизация оказалась в такой ситуации, когда явно осознаются недостаточность и односторонность опыта толерантных отношений, накопленных предыдущей историей.
К серьезным произведениям середины ХVI века, отражающим отношение к проблеме толерантности, относится “Домострой”, который поучал, как вести себя в домашней жизни. В “Домострое” выражается идеал средневекового воспитания и быта на Руси. Особо ценились такие добродетели, как терпеливость к невзгодам, смиренное благочестие. “Вглядись в беды и страдания людей, во все их нужды и помогай, как сможешь; не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистой совестью приветь”. Терпимость рассматривалась и как способность прощать обиды, не осуждать согрешивших. При этом подчеркивалась важность христианского принципа “Не воздавать злом на зло”.
Многие произведения древнерусской литературы, отражая проблему духовного становления человека, утверждают значимость терпимости для развития характера и воли героев. Так, “Житие Сергия Радонежского” повествует о стремлении героя приблизить себя к идеальному христианскому образу, умея терпеть нужду и скудность в жизни с благодарением, проявляя душевную щедрость к окружающим. Героиня “Повести о Юлиании Осоргиной” отличалась большой сердечностью, смиренно принимала и кормила нищих и странников, во время голода освободила своих слуг и раздавала все, что могла нищим и окрестным жителям. В другом произведении – “Повести о Юлиании Лазаревской” отмечается, что христианское смирение и терпение помогали героине в ее праведной жизни, стремлении быть образцовой женой, матерью и хозяйкой.
Таким образом, в древнерусской литературе терпимость рассматривается как одна из ведущих добродетелей, которая основана на ценностях взаимной зависимости людей, зафиксированных в основных положениях христианской этики и морали. Необходимо проявлять терпимость по отношению к людям разного социального статуса: к богатому князю или безвестному молодцу, дошедшему до последних пределов падения. Это же относится и к тому, кто должен проявлять смирение: как бедные, простые люди, так и привилегированная знать. Терпимость и умение позитивно принимать людей представлены в древнерусской литературе не как единичные и труднодостижимые поступки нравственного совершенствования, а реальные и необходимые дела в обыденной жизни людей, соблюдающих христианские заповеди.
В христианских учениях терпение рассматривается как жизненно необходимое добродетельное свойство. Поскольку оно необходимо всем, то и каждый должен учиться этому нравственному качеству, которое делает его человеком. “Не нужно говорить множество слов, ни пространных законов, ни разнообразных наставлений: воля твоя да будет законом. Хочешь ли получить благодеяния? Облагодетельствуй другого; хочешь, чтобы тебя миловали? Помилуй ближнего; хочешь, чтобы тебя любили? Полюби сам” (Иоанн Златоуст). Христианские богословы митрополит Филарет, священномученик Владимир и др. относят терпение к важнейшим добродетелям, поскольку оно определяет отношение человека к другим людям. Особенно важно его проявление на современном этапе: “Ныне время человеколюбия, а не строгости суди. Ныне время милости, а не осуждения”.
Как видим, религиозные мыслители подчеркивают необходимость толерантного отношения к людям, отождествляя это с человеколюбием и снисхождением, с самой жизнью, которая предъявляет требование быть сострадательным и внимательным к другим. Духовная жизнь требует спасения, которое и состоит в восхождении к духовным высотам силами самого человека, одной из которых является терпимость.
С одной стороны, вера в Бога выступает средством обретения душевного покоя, а с другой – активизирует развитие внутренних душевных сил, терпимости к окружающим. Соблюдение христианских заповедей направляет человека на путь совершенства и саморазвития, в основе которого лежат духовная свобода, собственный и осмысленный выбор на путь добра и любви, терпения и прощения. Нравственные постулаты христианской этики и морали подчеркивают важность терпимости, сдержанности в оценивании многомерных проявлений человеческого поведения, участия в судьбе других не только словами, но и делом, запечатлевая высокое значение заповеди о любви к людям.
Размышляя о вечной проблеме человеческого счастья, русские мыслители приходят к мысли, что состояние духовного счастья возникает в результате освоения человеком нравственных ценностей, где терпимость занимает одно из ведущих мест, является важной человеческой добродетелью. “Духовная жажда” служит толчком для развития личности, ее способности принимать окружающих. Таким образом, существует прямая взаимосвязь между проблемами развития толерантности и установлением позитивно-эмоциональных отношений с окружающими.
В основе терпимости лежит любовь к людям. Именно любовь дает установку личности, ее нравственную направленность. Для нас интересно высказывание Льва Толстого относительно сущности рассматриваемого понятия. Великий писатель считал, что именно любовь долго терпит, при этом отмечал, что нужно одинаково заставить себя любить тех, которых мало любишь или ненавидишь, и переставать слишком любить тех, которых слишком любишь. Идея ненасилия является одной из ведущих тем нравственно-религиозного этого великого писателя, который утверждал, что осознание человеком своего единства с миром, проявление терпимости, лежит в основе ненасилия.
Общественный прогресс, связанный с переходом от феодализма к капитализму и ознаменовавшийся целой серией буржуазных революций в Западной Европе, создал условия для дальнейшего развития проблемы духовного становления личности, где особое место занимал вопрос толерантного отношения к людям. В этот период подвергаются критическому анализу и переоценке все основные концепции нравственного воспитания, созданные в предшествующие эпохи, появляется целый ряд выдающихся и смелых мыслителей, которые выдвигают новые идеи по вопросам морального развития личности.
Проблема толерантного отношения к людям занимает важное место в творчестве чешского педагога Яна Амоса Коменского, который рассматривает эту способность как возможный способ прекращения бесчеловечности: раздора, ненависти, вражды, как “взаимное прощение друг другу обид и нанесенного вреда через терпимость и примирение”. Любовь должна пересилить чувство бесполезной мести. Сознание слабости и непостоянства человеческой природы и пример божьего долготерпения – основа взаимной терпимости. Поэтому не случайно в своем произведении “Мир чувственных вещей в картинках” педагог считает необходимым познакомить детей с такими важными понятиями, как человечность и терпение.
Идеи Коменского получили дальнейшее развитие у Адольфа Дистервега и стали основой его системы нравственного воспитания. Педагог считал, что в каждом индивидууме должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью. Именно гуманность, человеколюбие и терпимость помогут людям эффективно общаться, проявляя заботу и внимание, прощая обиды и радуясь успехам друг друга. Терпимость, уважение людей друг к другу способны нейтрализовать эгоистические черты личности, проявления зависти, ненависти, жестокости.
В развитии современных взглядов на проблему формирования толерантности важное значение имеют идеи педагогики ненасилия, которая решает задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка. Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. В связи с этим необходимо воспитание таких личностных качеств у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди интегральных качеств и характеристик личности выделяются миролюбие и терпимость, необходимые для разрешения конфликтов и проблемных ситуаций на основе толерантности, позитивного принятия окружающих.
Расхождение между реальным и вербальным поведением у детей, неосознанность проявления толерантного отношения их к окружающим говорят о важности систематической работы по преодолению разрыва между знаниями и опорой на них в ситуациях эмоционального переживания.
Индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающими является исключительно важным, так как служит основой личных убеждений и взглядов. Педагог может профессионально регулировать его накопление. Систематизация и обобщение впечатлений личности ребенка способствуют переходу от понимания значения нравственных норм и правил к субъективному переживанию и осознанию их смысла для себя, т.е. накоплению личного опыта.
В феномене терпимости выделяется два вида: сенсуальная терпимость личности и диспозиционная терпимость личности (А.А.Реан). Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. В основе диспозиционной терпимости лежат предрасположенность, готовность к определенной “терпимой” реакции личности на среду, установка личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе и к жизни вообще.
Для нас важной является диспозиционная терпимость как формирование определенной стратегии поведения и жизненной позиции личности ребенка. Однако в реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды.
Наибольшую сложность у дошкольников и младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как: проявить терпимость к чужому мнению, поведению; простить обидчика; хорошо относиться к людям с физическими недостатками и инвалидам.
У детей этого возраста чаще всего можно встретить временное, эпизодическое проявление терпимости. Избирательное проявление толерантности к “избранным”, чаще к близким людям, а к остальным в зависимости от собственного настроения – желания или по просьбе авторитетного взрослого.
Такие дети осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей.
Ученые, исследовавшие эту проблему, подчеркивают, что шести-семилетние дети знают моральные требования о важности проявления терпимости и сочувствия к поведению своих товарищей, но не всегда им следуют. Это положение подтверждает значимость использования различных видов деятельности для знакомства детей со способами позитивного восприятия взглядов и поведения, противоположных своим собственным установкам, осознания необходимости регуляции своего поведения согласно правилам толерантности.
К концу дошкольного возраста дети обращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия. Ребенок овладевает собственными переживаниями, привносит в них интеллектуальные моменты.
При этом следует учитывать отличия дошкольников от детей младшего школьного возраста. Социально-нравственный и познавательный опыт вторых богаче и разностороннее. Это накладывает отпечаток на процесс развития толерантности. Необходимо учитывать преобладание актуальных потребностей, импульсивной активности дошколят. Для данного возраста характерны разные потребности, которые сменяют друг друга. Особенность заключается в остроте переживания за позитивный результат, стремлении немедленно удовлетворить свои желания. Чем беднее их социально-гуманный опыт, тем сильнее они переживают различия во взглядах и установках, тем сложнее найти компромисс в ситуации. Таким образом, актуальные потребности дошкольников переплетаются с импульсивной активностью, то есть с периодом к действию с первого же побуждения без промедления. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает этот процесс, а скудный социальный опыт не позволяет им быть сдержанными, уступчивыми и терпеливыми.
Такие значительные изменения в процессе социализации, как формирование общемирового экономического пространства, интенсивное развитие средств массовой коммуникации, фиксируют необходимость выведения мышления детей на планетарный уровень. “Планетарное сознание” должно способствовать созданию у каждой личности таких качеств, как толерантность, доброжелательность по отношению ко всем народам мира. При этом можно рассматривать содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников и младших школьников на следующих уровнях: перцептивном уровне – восприятие внешности человека другой расы, другой культуры; когнитивном – относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям; эмоционально-оценочном – эмоционально-положительные суждения о людях разных социально-культурных групп; поведенческом – стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и неопосредованные контакты с окружающими.
Единство и взаимосвязь трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и действенного обеспечивают возможность и целесообразность формирования толерантности у детей в процессе значимой для них деятельности в контексте общей системы нравственного воспитания. Необходимо создавать такие ситуации, в которых ребенок мог бы приобрести умения, навыки толерантного поведения.
В процессе развития толерантности необходимо учитывать, что нравственная сущность ребенка складывается под воздействием гармонического развития базовых начал психической жизни человека: физического (тело), гностического (интеллект), коммуникативного (общение) и духовного (душа). Единство действия, образа и слова способствует мобилизации всех резервов психики ребенка для проявления толерантности к окружающим.
Сегодня особо важно формировать социальную терпимость в детской и подростково-молодежной среде, так как наблюдается рост агрессивности у несовершеннолетних. Выявляются проблемы, вызванные обострением старых и появлением новых конфликтов на этнической, религиозной, политической, экономической, языковой основе. Это особенно касается России.
Человечество раскрыло безграничные возможности проявления духовно-нравственных возможностей и накопило культурный опыт их выявления и развития. Одной из таких сущностных сил являются толерантность, способность к терпимости. Увеличение межличностных контактов, усложнение психолого-коммуникативных связей подтверждают значимость воспитания толерантности для предотвращения нервно-психического напряжения человека, снятия конфликтных ситуаций. Созидание гуманных и гармоничных отношений в обществе предполагает разработку целенаправленной программы формирования толерантности как у детей, так и у взрослых.
Валентина ШУТОВА
Комментарии