search
main
0

Не устают учиться

В Воронеже создан Центр непрерывного повышения мастерства педагогов

В 2019 году в Воронежской области открылся Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – совершенно новая структура, призванная решать самые актуальные задачи в сфере профессиональной переподготовки учителей и повышения их квалификации. Эта работа и раньше не была легкой, а сегодня, когда обычная образовательная среда тесно переплетается с цифровой и все вместе это становится открытым образовательным пространством, погруженные в него учителя особенно нуждаются в помощи и профессиональном внимании. Ведь далеко не каждый способен быстро освоиться в атмосфере новых понятий, таких как «академическая мобильность педагога», «виртуальные образовательные проекты», «глобальные образовательные онлайн-платформы» и так далее. Воронежский Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ВЦПМ) призван помочь учителю органично существовать в этой новой среде. О том, как это делается, рассказывает директор ВЦПМ Ирина БАБКИНА.

Ирина БАБКИНА
Фото из архива Ирины Бабкиной

– Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников создаются в стране в рамках реализации нацпроекта «Образование» и являются своего рода рабочими узлами в единой федеральной системе информационного и научно-методического сопровождения педагогов, реализующих индивидуальную траекторию своего образования. Воронежский центр был создан одним из первых в стране. Сопровождение педагогов осуществляется в соответствии с принципами андрагогики, учитывает профессиональные дефициты учителя, а также потребности работодателя и современные тенденции развития общества и экономики. Важно, что одним из направлений является выявление сильных сторон педагогов для их дальнейшего развития и диссеминации.

По заданию Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в ВЦПМ создан региональный реестр программ дополнительного профессионального образования, куда включено уже более 200 программ от 10 организаций, в том числе от ведущих вузов нашего региона. Это стало серьезным шагом для выравнивания доступности и качества мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогов региона. Непрерывность роста профессионального мастерства обеспечивается на современном этапе не только регулярным обучением на курсах повышения квалификации или переподготовки, но и мотивационными предкурсовыми и посткурсовыми образовательными событиями, которые позволяют закрепить новые компетенции – от демонстрации использования (методическая демонстрация) до демонстрации результата. База образовательных событий аккумулируется ВЦПМ, и в 2021 году у нас представлено более 500 мероприятий, начиная от уровня муниципальной образовательной организации.

– Ирина Ивановна, одна из задач центра – помочь каждому педагогу сформировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Так ли это?

– Да, сегодня педагоги имеют возможность формировать свой ИОМ, используя принцип «одного окна» – вся информация размещается на сайте ВЦПМ. Тьюторы и методисты центра обеспечивают сопровождение и помощь педагогам в определении методической стратегии в их профессиональном росте. Для формирования программ профессионального роста дизайнерами и менеджерами образовательных программ создаются «предупакованные» образовательные программы, ориентированные на решение выявленных в ходе диагностических процедур групп профессиональных дефицитов или интересов. На их основе формируются персональные программы профессионального роста.

Важнейшим необходимым элементом единой системы научно-методического сопровождения педагогов являются учителя-методисты, которые ежегодно проходят конкурсный отбор, выступают экспертами и выполняют технические задания по трансляции передового опыта. Сейчас в регионе ведется работа по реновации муниципальной методической службы. В планах создание базовых методических и консалтинговых комплексов, в которые обязательно будут входить педагоги-методисты, работающие в образовательных организациях и выполняющие роль «играющих тренеров».

Принципиально важно, что задача формирования системы сопровождения профроста педагогов в Воронежской области является общей для нескольких организаций. Наравне с ВЦПМ в этом направлении работают Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, Институт развития образования имени Н.Ф.Бунакова, региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион», технопарк «Кванториум», Центр опережающей профессиональной подготовки, а также областной Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и Воронежский государственный педагогический университет.

– Но ведь и сам ВЦПМ включает в себя несколько филиалов?

– Одним из целевых образов нацпроектов является развитие. Вот такой смысл мы вкладывали, когда в региональном проектном офисе обсуждали концепцию создания нашего центра на территории области. И сегодня наш центр с пятью филиалами является одной из самых крупных сетей в стране. В Воронеже находится головная организация, а в пяти районах расположены филиалы – Россошанский, Павловский, Бутурлиновский, Борисоглебский и Бобровский. В них организуются совместные образовательные программы, в том числе сетевые, программы стажировок. Например, Россошанский филиал расположен в одном здании с россошанским технопарком «Кванториум», и это дает возможность отработать модель совместной деятельности двух учреждений по продвижению технического и естественно-научного образования. При этом совместно используются как материально-технические условия, так и кадры.

Бобровский филиал территориально располагается в образовательном комплексе, включающем дополнительное, дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, что дает возможность разработать комплексную модель сопровождения профессионального роста педагогов в сельской местности и в малых городах.

Кроме этого, четыре филиала – Россошанский, Павловский, Бутурлиновский и Борисоглебский – отрабатывают еще одну модель взаимодействия и формируют свои педагогические экосистемы совместно с профессиональными организациями, подготавливающими будущих учителей. В этих районах есть учреждения среднего профобразования, обучающие будущих педагогов. Образовательная миссия филиалов также связана с исследовательской деятельностью в области развития профессионального мастерства педагогов, в том числе студентов педспециальностей.

В главной структуре ВЦПМ созданы две лаборатории – лаборатория развития педагогического мастерства и лаборатория по разработке и внедрению современных образовательных технологий в дошкольном и начальном образовании. Они являются образовательными площадками ВЦПМ, цель их работы – создание условий, помогающих ускорить процесс внедрения современных образовательных технологий, и устранение недостатков, основанных на устаревших подходах к образованию.

В нашем центре организованы пространства в виде интерактивных зон, в которых создаются условия для общения и коллективного творчества: легко трансформируемая мебель, презентационные зоны, помещения с возможностью видео-конференц-связи, открытые точки доступа в Интернет, информационно-библиотечный центр. Тут нет жестких границ: можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считаные минуты видоизменяя пространство. Здесь можно выполнять индивидуальные и групповые задания, готовить проекты, доклады и сообщения. Участники проводимых в рамках повышения квалификации мероприятий имеют возможность погрузиться в атмосферу «центра коллективного пользования», прожить все его плюсы и понять необходимость и важность принятия подобных средовых решений в образовательных организациях.

В целом созданные в ВЦПМ материально-технические и кадровые условия позволяют организовать работу в таком приоритетном направлении, как обеспечение доступных условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников региона, а именно создание функциональных зон под эксклюзивные (адресные) программы. В центре модернизирована предметно-пространственная развивающая среда дошкольного образовательного комплекса «МиР», которая используется при апробации и анализе образовательных практик, в том числе инклюзивных. В основе создания образовательного комплекса «МиР» лежит идея педагогической лаборатории, среда которой не только позволяет знакомить педагогов с современным оборудованием, но и проектировать условия, способствующие приобретению дошкольниками опыта в детских видах деятельности. Многофункциональность данной среды дополняется возможностью использования центров развития детских видов деятельности в качестве площадки по обмену передовым педагогическим опытом и проводить на их основе мастер-классы со слушателями курсов повышения квалификации.

Также в центре созданы образовательные пространства (функциональные зоны) для организации деятельности педагогов по овладению элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности – рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, – это цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации, проектирование, конструирование, прототипирование, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью.

Наполнение Центра профмастерства и его филиалов предполагает использование любой образовательной площадки в формате лаборатории для исследовательской деятельности в области развития профессионального мастерства педагогов: создаются модельные образовательные среды, которые позволят организовывать работу мастерских профессионального роста, в том числе виртуальных, педагогических лабораторий, Profi-инкубатора и Profi-акселератора. Данная деятельность возможна с включением в процесс студентов и обучающихся по дополнительным образовательным программам.

Как известно, идея непрерывного развития профессионального мастерства педагога не нова, как и любому профессионалу, педагогу необходимо постоянно отрабатывать свой навык владения педагогическими технологиями, что, собственно, и подтверждает его профессионализм. Не скажу, что мы начали с чистого листа, просто национальный проект поддержал наши начинания по созданию для педагога комфортных условий обучения. И, как следствие, вы в нашем центре можете увидеть множество так называемых модельных сред. Они дают возможность педагогу отработать свое мастерство в приближенных к реальности условиям. Мы понимаем, что среда – это лишь платформа для профессионального общения. Для полноценной работы региональной системы сопровождения педагогов было принято решение о создании масштабной системы методического сопровождения каждого педагога. Это важно!

– Сколько педагогов уже включены в работу вашего центра?

– Региональными задачами центра являются не просто повышение квалификации, в том числе в формате стажировок, но и посткурсовое сопровождение педагога через индивидуальное и групповое консультирование, работа в профессиональных сообществах, проведение образовательных событий и другое. На данный момент 1200 педагогов включены в нашу систему индивидуального сопровождения. До 2024 года мы планируем поддержать более 20000 педагогов в их профессиональном развитии. Все это является одной из главных задач нашего центра и национального проекта «Образование». Педагог получает возможность спроектировать свой индивидуальный маршрут развития и совместно с нами совершенствовать себя на протяжении всей профессиональной жизни. Скучать не придется. Мы реагируем на запросы, постоянно актуализируем содержание и формы обучения. За счет подписания партнерских соглашений мы расширяем возможности наших педагогов получить доступ к самым передовым практикам в стране.

В дальнейшем определенно произойдет корректировка задач организации, в том числе из-за того что национальная система профессионального роста педагогов находится в стадии формирования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте