Цель – формирование нравственных ориентиров учеников.
Задачи:
раскрыть понятия «нравственный человек», «честь», «совесть», «достоинство», «милосердие», «духовность», «праведник», показать нравственную красоту героини рассказа;
развивать навыки анализа художественного текста;
формировать у школьников национальное самосознание, мотивацию к изучению отечественных культурных традиций.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и беседа с классом
Сегодня мы будем говорить о нравственности и попробуем осмыслить это понятие на примере рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».
– Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие?
– Волнует ли нас отношение окружающих людей?
Да, нам не безразлично, как к нам относятся. Но почему-то чаще мы дорожим любовью и уважением лишь своих друзей, близких, семьи и реже – отношением всех окружающих – и знакомых, и незнакомых.
– Почему? Может быть, этого и не надо?
Причин много, но одна из них, пожалуй, главная – это эгоизм.
Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило нравственности» оставалось неизменным.
1. Строки из древнеиндийского эпоса V в. до н.э.: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям».
2. Библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
3. Строки из произведения XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
– Обобщите все сказанное. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?
– Какие же поступки можно назвать нравственными?
– Чем зачастую человек оправдывает свое безнравственное поведение?
Обстоятельствами. Но это неверно. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному.
– От чего это зависит?
От нравственной позиции.
– Итак, давайте более подробно представим, что же включает в себя понятие «нравственность». Какими качествами должен обладать нравственный человек?
Идет обсуждение, названные качества фиксируются на доске.
2. Работа с рассказом
Учитель: Чтобы глубже осмыслить данные понятия, обратимся к рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор», который был написан в 1959 году.
Учитель сообщает историю создания рассказа.
Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, приобретает глубокое нравственное звучание. Многие символы произведения связаны с христианской символикой: образы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первоначальное название – «Не стоит село без праведника». Но и название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей – «бездомья».
Работа в группах
Учитель: Сейчас я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает научное определение одного из названных нами качеств нравственного человека и находит примеры из текста, подтверждающие наличие их у главной героини. Время на работу 5-7 минут.
После выступлений групп делается вывод.
Беседа по тексту
– Как относились односельчане к Матрене Васильевне?
– В чем, на ваш взгляд, причина непонимания?
– Так, может, «порча» не в героине, а в окружающих людях, которые поклоняются только материальным благам…
– В каких эпизодах рассказа наиболее ярко проявляется звериное в людях?
– Как об этом пишет автор?
– Расскажите о трагедии, произошедшей с героиней.
– А как Матрена Васильевна относилась к вере? Ведь рассказчик говорит, что никогда не видел ее молящейся.
– Солженицын назвал свою героиню праведником. Как вы понимаете значение этого слова?
– В чем главное качество героини, на котором основано ее праведничество?
Учитель зачитывает отрывок о «прирожденных ангелах» из публицистической статьи Солженицына «Раскаянье и самоограничение как категории национальной жизни» (1973 г.).
Учитель: О важной духовной миссии этих «прирожденных ангелов» Солженицын пишет в финале рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
3. Итоговая рефлексия
– Хотели бы вы, чтобы таких людей было больше на земле?
– А что для этого нужно? Какой выход нам предлагает писатель?
– Что нам поможет в достижении желаемого?
Наталия БЕЛЬДИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы зырянской средней школы №2, Томская область
Комментарии