Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не сотвори кумира… из компьютера. Предупреждают участники научно-практической конференции в Коломне

Учительская газета, №22 от 29 мая 2007. Читать номер
Автор:

В материалах научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики», которая прошла весной в Коломенском государственном педагогическом институте, публикации представили 38 вузов и 20 учреждений образования от школы до техникума. Целый кладезь! Грустно, что далеко не все из них сумели найти средства, чтобы очно поучаствовать в подмосковной конференции. Те же, кто приехал, не просто выступили с докладами и послушали коллег. Организаторы форума вообще не стремились поразить педагогов количеством сообщений. Ценно другое – каждое выступление, посвященное частному вопросу, конкретному опыту, позволяло увидеть целое. Благодаря конференции можно сделать несколько глобальных выводов о нынешнем состоянии технологии и физики в школе и педагогическом вузе, а также о том, что дает использование компьютера и интернета в преподавании этих предметов.

Компьютер вместо рук?

Организаторы конференции и ее докладчики были единогласны, словно договорились заранее: информационные технологии обязательно нужно использовать как удобный, полезный, необходимый инструмент, но нельзя забывать о том, что этот инструмент обретает силу лишь при условии правильного к нему подхода. «Компьютер – это мощное техническое средство, оно обязательно должно быть использовано в преподавании различных предметов, и физики в частности. Но компьютер сам по себе не сможет улучшить преподавание. Необходимы учебно-методические комплекты, учитель должен быть подготовлен – уметь грамотно использовать компьютер в обучении. Эта конференция позволяет еще раз задуматься о том, насколько необходимо использовать ИКТ в образовательном процессе». Эту мысль высказал доцент Рязанского государственного университета Анатолий ЕЛЬЦОВ. Похожую – инициатор конференции, ее главная движущая сила, заведующий кафедрой теоретической физики Коломенского государственного педагогического института, профессор Александр БОГУСЛАВСКИЙ: «В начале XXI века не будет считаться грамотным человек, который не сможет с помощью ЭВМ получить доступ к информации», – так было сказано в 70-е годы в классической книге «Безбумажная информатика». Сейчас средства массовой информации уверяют нас, что количество информации увеличивается, а значит, без компьютера никуда не денешься. На самом деле увеличивается информационный шум».

Самая больная проблема для преподавателей технологии и черчения, составной части этой образовательной области, – во многих школах изгоняется ручной труд, творческая работа, требующая смекалки. Все заменяется компьютерными технологиями. Информатику порой вводят вместо уроков черчения, в то время как изучение этих двух разных предметов должно идти параллельно. Доцент Армавирского государственного педагогического университета Григорий ЗЕЛЕНКО объяснил, какой вред это наносит развитию ребенка: «Я параллельно работаю в представительстве Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, к нам приходят ребята, у которых не было в школе черчения. Они не в состоянии понять даже начертательную геометрию. Не зря черчение со времен Петра I преподавали детям в 14-15 лет, когда «просыпается» абстрактное мышление. Если пропустить этот возраст, дальше ученики, студенты эту тему не в состоянии понять. Нельзя руки заменять компьютером. Компьютерное черчение не может опережать черчение, выполненное руками. Не ходит мастер, бригадир, рабочий с компьютером по цеху, а чертит все карандашом на бумаге. И если люди не приучены работать руками, компьютерное черчение их не спасет».

Проблема подмены ручного труда компьютером стоит и перед учителями физики. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тумской средней школы №46 Рязанской области Сергей ОФИЦИН уверен: «Если ребенок получает образование дома, если он учится в экстернате, конечно, ему поможет компьютер. Но если он ходит в школу, то должен своими руками выполнять практическую часть учебной программы. Компьютерное моделирование возможно лишь в тех случаях, когда речь идет о сложных экспериментах или процессах, которые протекают слишком медленно». Сергей Иванович рассказал о своем опыте введения микроэлектроники в образовательный процесс. Эти вопросы ребята изучают не на обычных уроках, а в системе элективных курсов, в кружках, на факультативах. Однако, «например, демонстрационная модель транзисторного радиоприемника, выполненная на занятиях радиотехнического объединения, дает возможность показать на уроках физики эволюцию радиоприемных средств, взяв для этого детекторный и транзисторный радиоприемники, ламповый усилитель низкой частоты, раскрытую модель современного радиоприемника на транзисторах. У школьников возникает интерес к предмету, а это немаловажно для профессиональной ориентации. У меня был выпуск, из которого половина ребят связали свое будущее с миром радиоэлектроники, микроэлектроники».

Сам себе исследователь

Учитывая вышеперечисленные проблемы, какие конкретные советы можно дать преподавателям педагогических вузов, которые готовят будущих учителей к практической деятельности, в том числе к использованию ИТ в обучении? Свой богатый опыт представили два вуза – «хозяин» конференции, Коломенский государственный педагогический институт, и Московской городской педагогический университет.

Ректор Коломенского педагогического института Алексей МАЗУРОВ гордится достижениями своего вуза в этой области: «Среди них – разработка лабораторного виртуального физического практикума на базе моделирующих программ, создание нового направления на физическом факультете, а именно – преподавание информационных технологий и курса «Система автоматизированного проектирования». Интересная тема «Одомашненная современная физика», в рамках которой интегрируется подготовка учителей физики и технологии».

Декан технологического факультета КГПИ Александр ТРУШКОВ объяснил, почему моделирование физических процессов в исследуемых системах – важное направление. Если в процессе подготовки специалистов естественно-научного направления используются системы автоматизированного проектирования, приходится покупать готовые, к тому же очень дорогие программные продукты. Даже если вам это по карману, предостерегает Александр Сергеевич, «мой опыт инженера показывает, что наиболее значимые результаты достигаются тогда, когда исследователи разрабатывают собственные программные средства. Такой подход заложен в систему подготовки учителей физики с дополнительной специальностью «Информатика». Иногда возникает опасение, что не хватит подготовки. Но эти модели основаны на применении обыкновенных дифференциальных уравнений и частных производных, схема исследования такого рода систем замыкается на применении рядов Тейлора и не выходит за рамки обычного институтского курса математического анализа. И для инженера, и для учителя умение создавать собственные программные разработки для моделирования необходимо».

Заведующий кафедрой машиноведения факультета технологии и предпринимательства МГПУ Николай ТВЕРДЫНИН уверен, что будущий преподаватель технологии должен не только проводить лабораторные работы под руководством преподавателя, но и самостоятельно участвовать в эксперименте. Такие возможности создают информационные технологии:

«В частности, в лаборатории материаловедения тот образец, который преподаватель хочет продемонстрировать, он наблюдает в стереомикроскоп, все это выводится на экран компьютера и телевизора, но при этом у каждого студента тоже свой стереомикроскоп. Студент может во время лабораторной работы сформировать базу данных.

Наши ребята сделали интересные работы по кристаллизации, исследовали изменение агрегатного состояния вообще. В результате студентам стало интереснее слушать лекции, некоторые начинают интересоваться научно-исследовательской работой.

Если студент быстро включается в процесс научного поиска, то, став учителем, он значительно лучше донесет до ученика сложность картины мира, многое сможет объяснить. Согласитесь, что именно преподаватель технологии должен уметь объяснить, почему свежая ржавчина рыженькая, а старая – темно-коричневая. Почему сухое дерево сломалось так, что больше доля хрупкого излома, а влажная древесина – по-другому. Именно он должен на этот вопрос ответить, а не учитель географии или литературы».

Хотя, кто знает, может быть, внедрение ИКТ в образование позволит и гуманитариям, и другим предметникам легко и просто, открыв нужную мультимедийную программу, объяснить любые физические и химические процессы. Вслед за лекцией об искусстве. И картина мира станет целостной.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту