Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не пятое колесо в телеге. Шефство должно быть взаимовыгодным

Учительская газета, №5 от 9 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Очень хорошо помню свое первое впечатление от посещения школы №24 города Старый Оскол в Белгородской области. Собравшая многочисленные призы, звания, награды и дипломы (в том числе и от «Учительской газеты» за победу в конкурсе «Среда обитания») школа поразила меня своей открытостью и заряженностью на развитие. Было такое чувство, что им – и педагогическому коллективу, и ученикам – важно не просто работать и учиться, а все время хочется что-то придумывать, творить. Кстати, ведущее предприятие города – Оскольский электрометаллургический комбинат – главный помощник 24-й школы, или, как раньше говорили, шефы. Не спонсоры, не попечители, а именно шефы: слово будто вернулось из ушедшей эпохи в наши дни и наполняется современным содержанием. Каким именно – об этом наш разговор с директором школы Ольгой ЛАТЫНИНОЙ.

Комментарий «УГ»МнениеЮрий ПАРШУКОВ, начальник Управления образования администрации города Старый Оскол и Старооскольского района:- Оскольский электрометаллургический комбинат шефствует не только над 24-й школой. У нас из 58 школ около 70 процентов сотрудничают с комбинатом. Традиция идет с советских времен. К сожалению, в 90-е годы эта связь была частично потеряна, но с приходом нового управляющего директора комбината Андрея Алексеевича Угарова традиции возобновились. Благодаря помощи комбината образование в городе находится на подъеме. Все новинки, появляющиеся в школах России, мы получаем в числе первых. Например, интерактивные доски, о которых еще в 2006 году не все знали, у нас уже были. Сейчас школы имеют по 12 таких досок. Правда, тут большую помощь оказывает и федеральный бюджет, и областной при поддержке губернатора Евгения Степановича Савченко.Управляющий директор ОЭМК своим решением закрепил за каждой школой цех, и на сегодняшний день у нас есть планы совместной работы цехов и школ. Первый шаг, который сделали с помощью шефов, – привели в порядок актовые залы, модернизировали кабинеты физики, химии, информатики, биологии. Затем отремонтировали спортивные залы. Сейчас ведем ремонт и переоборудование школьных столовых.Также в этом году мы вошли в программу по приобретению цифровых измерительных лабораторий естественно-научного профиля для практического междисциплинарного обучения. Эта программа предполагает софинансирование один к одному: федеральный бюджет выделяет 11,5 миллиона рублей и столько же предоставляет муниципальный бюджет. Наш глава города Павел Евгеньевич Шишкин нашел такую возможность, и сейчас мы уже получили это оборудование. Теперь под него надо подготовить кабинеты, и эту задачу выполняет ОЭМК. Вот такой пример трехстороннего сотрудничества. Также металлурги взяли шефство над детскими садиками.Должен сказать, что не только комбинат помогает школам, но и те проводят ответные мероприятия, готовят поздравления, ученики выезжают в цеха. Школьным директорам я говорю так: уважаемые коллеги, шефская помощь обязывает нас работать лучше. Шефы постоянно интересуются, как выступают на олимпиадах школьники, какие места занимают наши школы и садики на конкурсах. Поэтому и для директоров, и для учителей это определенная ответственность. Ведь если другие могут сказать: компьютеров не хватает, интерактивных досок или модульных классов нет, значит, и результата нет. У наших есть все. Поэтому как можно плохо учить? Значит, надо соответствовать.

– Ольга Ивановна, как я поняла, вы принципиально не называете ваших помощников модным еще недавно словом «спонсоры»?

– Да, потому что ни нам, ни работникам ОЭМК оно не нравится. «Шефы» лучше, даже звучит добрее и благороднее. Хотя материальная поддержка по-прежнему остается основой любого шефства. И действительно, за три года дружбы с комбинатом мы ощутили весомый материальный вклад в наше образовательное учреждение. Помощь оказывается непрерывно и из года в год увеличивается. Шефы не перестают удивлять нас: каждый год мы входим в оснащенные современным оборудованием кабинеты, у нас отремонтирован актовый зал, полностью обновлены столовая, школьные мастерские, швейный цех, на это только в прошлом году израсходовано 7,5 миллиона рублей. Благодаря шефам оборудован автокласс и построена площадка для практического вождения. Наши помощники финансируют участие школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровней.

– Вы говорите, дружба комбината и школы продолжается три года. А что было раньше? И как за столь короткое время удалось установить такие прочные отношения с одним из ведущих предприятий Белгородской области?

– Мы действительно только три года назад стали «оэмковской» школой, а до этого над нами шефствовала строительная организация. Потом у них начались свои трудности, и они нас оставили. Я обратилась к Андрею Алексеевичу Угарову – управляющему директору ОЭМК. В основном ведь все достигается через личное общение, главную роль всегда играет руководитель. Андрей Алексеевич принял решение взять нас под свое крыло. Он очень интересный человек, считает, что в сознании детей надо формировать гордость за город Старый Оскол, чтобы дети хотели здесь жить и гордились своим городом. На комбинате такое отношение к малой родине у всех работников: ведется очень серьезная корпоративная политика, люди уверены, что их предприятие лучшее и город тоже. А наша школа – один из лидеров образования в городе, значит, она должна поддерживать лучшее предприятие!

– В вашей школе учатся дети заводчан?

– В нашем микрорайоне «оэмковцев» мало, они в основном люди обеспеченные и живут в престижных микрорайонах, а у нас окраина. Но к нам приезжает много учеников со всех районов, и мы ведем целенаправленную политику, чтобы наши выпускники шли на электрометаллургический комбинат.

– И что это за политика?

– С 2003 года в нашей школе реализуется проект «Партнерство школы и сообщества», цель которого – разработка новых подходов в партнерстве школы с социальными институтами: органами власти, вузами, наукой, культурой, бизнесом, общественными организациями. Мы понимаем, что нашему обществу сегодня нужен человек образованный, нравственный, предприимчивый, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому мы помогаем ученикам выявить профессиональные интересы. У нас реализуется целевая воспитательная программа «Профессиональная карьера». С 2004 года в школе функционирует единственный в городе и, наверное, в области кабинет профессиональной карьеры и педагогической практики, в котором проводятся профконсультации для учеников и их родителей, у нас создан банк данных о различных профессиях и их востребованности на рынке труда в нашем регионе. А для того чтобы расширить представление школьников о профессиях, в школе организован Информационный центр ОЭМК, в котором дети встречаются со специалистами разных цехов комбината, устраиваются совместные мероприятия и праздники.

У нас действует Школа деловых людей, разрабатываются многочисленные проекты, есть человек, отвечающий за это. Еще я ввела в штат полставки инструктора. В его обязанности входит организация и подготовка участия наших детей во всех профессиональных конкурсах всех уровней, вплоть до всероссийского и международных. Раньше это была нагрузка на завучей, но у них и своей работы хватает. В школе работает программа «Одаренность», в рамках которой все это действует. Главное – создать условия, чтобы ребенок в дальнейшем состоялся в профессии, кстати, первую свою профессию он получает в нашей школе параллельно с аттестатом. Раз в месяц мы проводим линейку, на которой вручаем детям грамоты за победы в конкурсах. Фотографируем их и создаем свою Книгу победителей, проходит все это в Зале триумфа. То есть школа занимает активную позицию.

– Такая активность помогает привлекать шефов?

– Да. Вот простой пример. Нашим бывшим шефам я не раз предлагала: давайте создадим музей вашего предприятия, давайте будем ориентировать детей на работу у вас, но тот руководитель никак на эти предложения не отозвался. А сейчас мы создали Зал профессиональной карьеры, в котором постоянно идут экскурсии с рассказами о цехах предприятия. Работает лекторская группа, которая проводит эти экскурсии. Создан информационный центр ОЭМК, то есть у детей целенаправленно формируются образ металлурга и осознание того, что если они придут работать на комбинат, то смогут состояться в жизни. И это правильно, и это достойно! То есть мы не ограничиваемся написанием заявки «дайте денег на поездку на олимпиаду», а потом письмом с благодарностью «спасибо спонсору»! Нет, мы считаем, что этого мало, мы стараемся быть частью предприятия.

– Представители комбината входят в попечительский совет?

– Да, у нас есть и попечительский, и управляющий советы. Председатель управляющего совета – директор по коммерческим вопросам ОЭМК Евгений Ананьевич Фридкин. Он депутат нашего местного совета, человек с активной жизненной позицией. А председатель попечительского совета – Андрей Алексеевич Угаров, управляющий директор ОЭМК. С ним мы обсуждаем размеры благотворительной помощи.

– Вы могли бы по пунктам описать технологию построения плодотворных взаимоотношений с шефами? В процессе нашего разговора мы уже попытались это сделать, но, может быть, вы дадите практические советы коллегам-директорам?

– Я всегда была убеждена в том, что проблемы надо решать лично. То есть первая задача – добиться встречи с руководителем. А вторая – во время этой встречи убедить его в том, что мы не пятое колесо в телеге. Что, если деньги в образование не вкладывать, это значит забыть о завтрашнем дне своего предприятия. Да, в институте молодого человека научат профессии, но важно ведь еще и то, как он будет относиться к своему будущему месту работы и к самой работе. Если эти задачи возложить на вуз, это будет означать, что мы опоздали. Потому что именно в школе должна воспитываться гордость за будущую профессию и за предприятие. В институте до воспитательной работы не всегда доходят руки, поэтому столь важными моментами должна заниматься школа. Соответственно и руководителя нужно убедить в необходимости этого, в том, что, думая о будущем предприятия, он тем самым думает о будущем России. Ведь вопрос о национальной идее нашего государства все еще остается открытым – главной идеи, к которой мы должны идти, нет. Кто мы: общество обогащения и потребления или?.. Руководители – современные люди, естественно, они загружены работой, но эти мысли их тоже волнуют. И нужно разговаривать, убеждать, рассказывать.

– Ольга Ивановна, а если связи налажены и надо как-то удержать, заинтересовать своих шефов, тут ведь тоже много вариантов?

– Да, следующий шаг – обязательно показывать, что мы не потребители, а настоящие партнеры предприятия. Для этого мы создаем в школе то, что интересно его работникам. Например, есть у нас Музей почетных граждан Старого Оскола, и видели бы вы, с каким вниманием наши шефы, приходя в школу, слушают ребят-экскурсоводов, рассказывающих об истории города, о его известных людях. Еще момент: каждое заседание управляющего совета мы проводим в новом кабинете, для того чтобы показать, что нового сделано в школе: установили новое оборудование, или музей новый открыли (в школе 7 музеев. – Т.М.), или выставку организовали. В этом и наша активная позиция, и возможность дать почувствовать шефам, насколько они нам интересны. Постепенно у нас возникают все новые и новые точки взаимодействия.

Старый Оскол, Белгородская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту