- Наталья Федоровна, известно, что битье – это насилие над ребенком. В некоторых семьях, однако, оно не считается за грех (есть поговорка: родительские побои не болят). Но допустимо ли оно вообще? А может, в каких-то дозах не оставляет вреда и учит дисциплине?- Конечно, битье никогда не проходит бесследно для ребенка. Если это происходит систематически, то может вызвать целый ряд расстройств, нарушение психического и физического здоровья. Нужно различать битье и обычные материнские шлепки. Ребенок должен знать, за что он получил наказание. Он что-то не так сделал? Или на нем родитель или учитель сорвали свое плохое настроение? Скажем, мама утром собирает ребенка в детский сад или в школу. Он слишком медленно одевается. Она нервничает, потому что опаздывает на работу. И в такой ситуации мать может его ударить. Снова хочу сказать, что надо помнить, что битье и шлепки совершенно разные вещи. Битье, порка недопустимы ни в семье, ни тем более вне ее.
– Бьющие своего ребенка родители привыкают к такому «методу воспитания». Что бы вы сказали им, чтобы они этого не делали? Можно ли говорить с ними о совести, о любви к детям?- Многие родители физическое наказание считают эффективным. Они думают: если по-хорошему сын или дочь не понимает, тогда приходится их бить, по-плохому скорее поймут. Здесь многое зависит от воспитания и образования родителей, от того, в какой среде и семье они сами воспитывались. Это ментальные вопросы, и они самые трудные. Но переубеждать таких людей надо, хотя весьма трудно, в доказательство они приводят аргументы: нас тоже били, а я, например, многого достиг в жизни и весьма уважаемый человек.- Как подобного рода наказание влияет на самооценку, самочувствие, гордость ребенка, на отношение к другим детям, особенно тем, кто слабее его? Можно ли утверждать, что оно провоцирует строптивость и озлобление, которые мы часто замечаем у подростков?- Физические наказания обижают, унижают, оскорбляют. Если ребенка подвергают физическому насилию, он становится более агрессивным по отношению к животным, другим детям или, наоборот, зависимым, безвольным, боязливым. Это происходит потому, что телесное наказание травмирует его психику, а потому вызывает глубокие изменения в поведении, в восприятии окружающего мира.- Может ли страх наказания серьезно отразиться на формировании личности человека в дальнейшем?- Ребенок, которого бьют, испытывает страх и начинает врать, а если бьют часто, это становится привычкой. Дети, которых подвергают телесному наказанию, не могут выразить свое переживание словами. Они привыкают к тому, что битье – это единственное средство воспитания. И как бы смиряются, но внешне. Внутренне они чувствуют себя несчастными.Взрослые должны понимать, что если в душе ребенка господствует страх, он не будет послушным и приучится изворачиваться, при этом он становится неспособным различать, что хорошо и что плохо. Так можно загубить то доброе, что заложено в ребенке, он может стать двуличным, безвольным и безынициативным, злым и изворотливым. Такие дети нередко становятся социально неадаптированными. Они плохо приживаются в обществе, порой не умеют создать свою семью, а если создадут, то не будут сами хорошими родителями. Будут слишком жестко, а то и жестоко относиться в свою очередь к подчиненным, чтобы как-то, часто подсознательно, мстить за свое детство.- Телесные наказания детей – это давняя традиция. От людей старшего поколения можно услышать: «В наше время детей били, и правильно делали. Розга воспитывает!»- Человек, выросший в любви, так не скажет никогда. Битье, как и любое другое поведение родителей, – это пример для подражания. Битье детей наряду с другими причинами является тем обычаем, который порождает и другие проявления жестокости в обществе: драки молодежи, дедовщину в армии и многое другое. Конечно, битье в семье не единственная причина того, что жестокость охватывает все общество. Мы видим, что жестокость проявляется во всех сферах жизни – в школе, на улице, в армии, в отношениях между разными национальностями, в политике и бизнесе и т. д. Учителя тоже люди, и ни одна общественная проблема их не минует. Это общественная профессия, и все болезни общества отражаются и на них тоже.- В школе наказывать телесно детей официально запрещено. Однако мы все чаще слышим сообщения о рукоприкладстве, об избиении учеников. Как вы прокомментируете эту ситуацию? Можно ли изжить подобное в наших школах?- За что наказывают в школе: за плохое поведение, которое часто является следствием плохой успеваемости. Все это звенья одной цепи. Ребенок начинает грубить, хамить. Как в этом случае поступить педагогу? Ругать? Ударить? В наше время школу показывают только с лучшей стороны, а в ней столько проблем, которые нужно решать и обсуждать, а они замалчиваются. Случается и рукоприкладство, о котором тоже стыдливо молчат. Нередко это происшествие скрывают, покрывает такого учителя администрация школы, чтобы не узнали за ее пределами. Причина? Здесь и рост агрессии в обществе вообще, и незнание психологии ребенка учителями. Зависит это и от престижа учительской профессии, и утраты нравственных принципов в обществе. Сегодня уровень психического здоровья населения по большей части находится ниже физического.- Вот конкретный пример. Речь идет о физическом наказании ученика, о чем сообщала наша «Учительская газета» в №40 за 3 октября. ЧП произошло в одной из школ Санкт-Петербурга. Учитель труда ударил семиклассника по голове за то, что тот во время занятия сломал два молотка. Однако родители не собираются подавать заявление в полицию…- Думается, что это не тот случай, который вызывает у педагога такой гнев и возмущение, доходящие до той предельной точки, когда он себя уже не контролирует, срывается, хотя о чем часто сожалеет и раскаивается. В этой ситуации можно было просто сказать (причем не важно, нарочно или случайно ученик сломал молотки) примерно так: «В следующий раз будь ответственнее и осторожнее, чтобы родителям не пришлось снова покупать молотки». Далее следовало обращение к родителям с просьбой возместить ущерб. И конфликт улажен.В последние годы родители нередко жалуются, что их дети не хотят идти в школу, потому что учителя их унижают, оскорбляют, а то могут и ударить линейкой, указкой или книгой. Эти поступки иначе как грубыми, жесткими, безнравственными, а то и уголовными не назовешь. При этом педагог переступает границы закона и этики. Это нарушение правил взаимоотношения учителя и ученика. Если ученик постоянно мешает вам вести урок, оставьте его после занятий и поговорите, да так, чтобы он проникся к вам доверием, увидел в глазах тепло, доброту и заботу и признался, почему он себя так ведет. Это уже зависит от мастерства воспитателя, ведь учитель призван быть покровителем, защитником ребенка. Если подросток постоянно мешает вести уроки, обратитесь к директору, к психологу. В конце концов, если и это не поможет, постарайтесь убедить родителей перевести ребенка в другую школу, либо самому учителю нужно подлечить нервы, а то и уйти из школы. Но бить учеников категорически нельзя.Психологам удалось выяснить, что педагоги, склонные к насилию, грубости по отношению к детям, далеко не всякого ребенка делают своей жертвой, а в основном тех, чьи родители не интересуются своими дочерями и сыновьями, редко бывают в школе и скорее всего безразлично отнесутся к тому, что кого-то из них учитель ударил. Значит, в каких-то случаях и сверхэмоциональный педагог может себя сдерживать.- Как учитель может научить детей соблюдать дисциплину без ругани и тем более битья? Какие наказания могут заменить рукоприкладство? Что можно учителю посоветовать и порекомендовать? Необходимо осмысление того, что сегодня происходит в школе. Учителя бьют детей. Ученики бьют педагогов (что тоже замалчивается). Подростки жестоко избивают своих сверстников, чем потом хвалятся в Интернете, точно героическим поступком.- Учителя бьют детей – это проблема учителя. Бьют в основном в младших классах. Этого не произойдет, если учитель имеет высокий авторитет, дает хорошие знания, умеет с ними договариваться. Эти три принципа очень важны, очень важно умение общаться с детьми сдержанно, дружелюбно, на равных, часто с юмором.Могу дать чисто психологическое пожелание: не торопиться отчитывать ученика, а остановиться, посчитать до 10 или прочитать молитву. Как бы посмотреть на ситуацию со стороны. Если учитель авторитетен, то дети, как правило, даже самые разнузданные, не смеют учителю нагрубить, например, как это было у Макаренко или у Сухомлинского.Ремень – это не метод воспитания. Это педагогическая несостоятельность, неумение воспитывать, слабость учителя. Договориться можно с любым ребенком, только нужно уметь это делать.
Комментарии