search
main
0

Не понял, есть вопросы. Методика развития активного слушания пятиклассников на уроках географии

Данный материал – глава из методической разработки «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5-м классе», остальные главы, включая теоретическое вступление, опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/813. Разработка составлена в результате инновационной работы при переходе на ФГОС ООО. Приведенные упражнения позволят развить у учащихся 5-х классов метапредметные универсальные учебные действия не только на уроках географии, но и на других предметах гуманитарного цикла.

Упражнение 1. Минута говоренияУпражнение рекомендуется проводить на этапе повторения знаний. Педагог называет ключевое понятие, например «землетрясение», учащийся в течение минуты рассуждает на эту тему. Далее обращается к другому ученику: «измерение параметров и наблюдение за землетрясением». Организуется рефлексия (сначала участников, а затем всех желающих) по алгоритму:- Каково ваше эмоциональное состояние во время ответа?- Как вы оцениваете свою деятельность и почему?Эффект реализации упражнения:1. Развитие индивидуального сознания.2. Формирование умения слушать и анализировать услышанное.3. Развитие рефлексивной деятельности (Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2011).Упражнение 2. Прием «эхо»Дословное повторение слушателем основных положений, которые высказал собеседник. Упражнение рекомендуется проводить при закреплении или изучении нового материала. Эффекты, полученные при реализации упражнения: способность запоминать услышанное, взаимопонимание.Упражнение 3. РезюмированиеПодведение итогов по всем промежуточным аспектам или объединение мыслей говорящего в единое смысловое поле. Упражнение рекомендуется проводить на этапе актуализации знаний или изучения нового материала. Например, тема «Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли» (продемонстрировать пружину в сжатом виде).Учитель: Что происходит, когда мы сжимаем пружину? Мы создаем давление. Так и в природе: пружина – место, где происходит накопление напряжения, а сдерживает его литосфера.Найдите в учебнике и запишите, как называется место, где происходит разрыв и смещение горных пород. (Очаг.)Что произойдет, когда отпустим пружину? (Ответы детей.)Найдите в учебнике и запишите в тетрадях, как называется место, где возникают сейсмические колебания. (Эпицентр.)А теперь суммируйте все полученные знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение. (Ответы детей.)Эффекты, полученные при реализации упражнения:1. Способность запоминать услышанное.2. Установление  причинно-следственных связей.3. Развитие логического мышления.4. Построение речевого высказывания в устной форме.Упражнение 4. Рефлексия (http://area7.ru/metodic-material.php?7682)  Упражнение рекомендуется проводить на этапе актуализации знаний или изучения нового материала. После устного сообщения информации учитель просит учеников в течение 4-6 мин. записать в тетрадь все, что запомнили или вспомнили по услышанной теме. Главное – писать непрерывно,  не задумываясь о грамматической правильности написанного. Затем проводится обсуждение: учитель просит зачитать свои записи и ответить на вопросы:1. Достаточно ли полно и точно осветил тему?2. Что удалось?3. Что было сложным в работе?4. Дополните свои записи, исходя из ответов друг друга.Эффекты, полученные при реализации упражнения:1. Способность запоминать услышанное.2. Перевод устной речи в письменную.3. Развитие логического мышления, взаимопонимания.Упражнение 5.  Таблица ПМИ (Таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления.) Учитель знакомит учеников с правилами заполнения таблицы. Таблицу ученики заполняют либо по ходу выступления учителя, либо после обобщения услышанного. В графу П вписываются те факты, которые вызвали положительные эмоции или могут считаться хорошими для какой-либо цели и т. п.В графу М вписывают все то, что не понравилось, осталось непонятым или является недостатком для чего-либо.В графу И вписывают то, о чем хотелось бы узнать побольше, хотелось бы проверить на опыте. Далее идет обмен мнениями.Например, тема «Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города».Учитель: Города возникли, когда от сельского хозяйства отделились религия и торговля. Где возникали города? Города возникали на перекрестке дорог, где путешественников было больше. В этом случае начинало расти количество пунктов обслуживания. Во- вторых, поселки, стоящие в окружении других селений, разрастаются. Для окрестных жителей они являлись местом удобной торговли. В-третьих, поселки рядом с мостом или бродом разрастались, потому что через них проходило много людей и желало воспользоваться переправой. В-четвертых, поселки возникали на берегу благодаря наличию удобных гаваней. Имена первых городов были необычны для нас и хорошо знакомы только специалистам: Урук, Ур, Ниппур, Лагаш. Возникли эти города в долинах рек Тигр и Евфрат. Столицей Древнего царства в Египте был возникший в 3 тысячелетии  до н. э. Мемфис. Этот город был огромным по размерам. Одним из величайших городов древности был Вавилон. Этот громадный город насчитывал 1 млн жителей. Был обнесен высокими крепостными стенами, в них было 8 ворот, через которые можно было попасть внутрь. В центре города была площадь Эсигала (до сих пор ни в одном из городов мира нет площади подобных размеров), на которой поднималась 90-метровая Вавилонская башня. А основную часть Вавилона составляли тесно прижатые друг к другу глинобитные дома на узких, 1,5-2 метра шириной, улицах (География: Энциклопедия. – М.:РОСМЕН, 1999). Эффекты, полученные при реализации упражнения:1. Умение слушать и слышать.2. Анализ информации.3. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.4. Установление  причинно-следственных связей.5. Осознание «понимание – непонимание».Упражнение 6. ИНСЕРТ (или значки по ходу слушания)Упражнение рекомендуется проводить на этапе изучения нового материала. Учитель сообщает ученикам тему нового материала. У обучающихся заготовлена таблица:После сообщения темы учитель просит заполнить раздел «Уже знаю» (2-3 мин.). Другие разделы заполняются в ходе объяснения. Данное упражнение можно использовать при работе с текстом, при этом значки ставятся на полях текста.Эффекты, полученные при реализации упражнения:1. Отслеживание, анализ своих знаний по теме.2. Развитие логического мышления.3. Умение слушать и слышать.4. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Упражнение 7. Задай вопрос (Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации: Учебно-методическое пособие / под редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006)Рекомендуется при проведении дискуссии, закреплении изученного. Учитель сообщает, что в процессе слушания, объяснения, обсуждения какой-либо информации каждый ученик должен составить по два вопроса. Эти вопросы после объяснения и обсуждения темы задаются учениками по кругу так, чтобы ни один участник не остался не опрошенным. Вопросов готовится два, чтобы по возможности избежать повторений. Вопросы могут быть «толстыми» и «тонкими» (понятия «толстые» и «тонкие» вопросы см. ниже). Взаимопроверка, оценка ответов самими учащимися.Эффекты, полученные при реализации упражнения:1. Способность запоминать услышанное.2. Умение переформулировать текст.3. Построение речевого высказывания в устной форме.4. Выделение главного и второстепенного.5. Развитие логического мышления.6. Умение слушать и слышать.7.  Способность адекватно проводить оценку и самооценку.Упражнение 8. «Толстые» и «тонкие» вопросы (Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2011)Упражнение рекомендуется проводить на этапе проверки домашнего задания, уроках обобщения знаний по теме.«Тонкие» (закрытые) вопросы построены так, чтобы выбор возможных ответов был ограничен словами «да» или «нет», либо отдельным словом (числом), либо словосочетанием. Они ограничивают поле возможных ответов, их используют, когда необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты. Педагог может задать эти вопросы, когда ученик сдержан и не способен дать развернутый ответ.Например:- Литосфера – верхняя оболочка Земли?- Верно ли, что отверстие, из которого вытекает лава, называется жерло?«Толстые» (открытые) вопросы – это те вопросы, на которые нельзя ответить односложно – «да» или «нет». Открытые вопросы необходимы, чтобы стимулировать мыслительную деятельность  ученика и развитие речи.Ученику предлагается составить определенное количество (определяет учитель) «толстых» и «тонких» вопросов по изученной (изучаемой) теме и занести их в таблицу.  Например, по теме «Движения земной коры: горизонтальные и вертикальные. Землетрясения и их причины»:Эффекты, полученные при реализации упражнения:1. Развитие логического мышления.2. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.3. Самоанализ и самооценка, взаимопроверка.Разработка проектного задания, например  «Скульптурный портрет планеты»:1. Включение детей в проектную деятельность.2. Постановка целей и задач.3. Сбор и переработка информации.4. Защита проекта.Рекомендуется  использовать при закреплении теоретических знаний и практических умений по изучаемой теме.Эффект от задания:1. Воспитание самостоятельности.2. Развитие умения учитывать противоположные мнения собеседников.3. Развитие творческой активности.4. Развитие умения делать выводы и умозаключения.Исследовательская работа Рекомендуется использовать в домашнем задании. Например, по теме «Экологическое состояние и проблемы нашего городка». Задание:  определить загруженность улиц автотранспортом. Для этого  разбиться на пары, подсчитать количество автотранспортных средств 3 раза в сутки по 25 минут, рассчитать среднее количество автотранспорта в сутки. Проведя суммарную оценку загруженности  различных улиц, ученики делают вывод о состоянии окружающей среды улиц, подсчитывают количество зеленых насаждений.Эффект от работы:1. Обмен информацией, установление взаимопонимания.2.   Учет разных мнений и умение обосновать собственное.3. Развитие навыков исследовательской деятельности.​Елена ЕФАНОВА, учитель географии шайковской средней школы №2 Кировского района Калужской области, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте