В рубрике «Вопрос недели» в номере от 15 ноября мы спрашивали школьных учителей и вузовских преподавателей о проблемах, возникающих на различных этапах всероссийских предметных олимпиад, и просили высказать конструктивные предложения по устранению имеющихся недостатков. Поскольку рубрика предполагает короткие ответы, очень многое из сказанного экспертами в публикацию не вошло. В связи с тем что тема вызвала интерес, мы решили подробнее поговорить с теми, кто напрямую связан с олимпиадным движением и может высказать мнение определенного экспертного сообщества. Сегодня мы беседуем с Марией Гельфонд, академическим руководителем ОП «Филология» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, кандидатом филологических наук, экспертом Центральной методической комиссии по литературе. Несколько лет подряд Мария Марковна входила в состав жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе.
– Мария, в вашем коротком ответе, который увидели читатели, говорилось о том, что на заключительном этапе внутри экспертного сообщества царит безусловное взаимопонимание, а проблемы выявляются в ряде регионов при организации и проведении муниципального этапа. Какого рода эти сложности?
– На наш взгляд, проблемы возникают раньше – на муниципальном и даже школьном этапах. Начнем по порядку. К участию в школьном этапе допускаются все, но ученик приходит туда со своей сложившейся репутацией, и нередко талантливому, яркому, но не укладывающемуся в рамки его же учитель может посоветовать не ходить на олимпиаду. Но, предположим, ученик прошел на муниципальный этап. Здесь задания составляют в регионах. Поскольку это задачи, условно говоря, аналитического и творческого типов, некоторая субъективность в их проверке неизбежна. Здесь опять может произойти отсеивание талантливых ребят. И наконец, проверка в регионе может быть как излишне свободной, так и излишне жесткой. В результате участники очень неравномерно представлены по разным регионам. Небольшой субъект Федерации может представить большую команду, а большой, напротив, – 1-2 человек. Несоразмерно велико количество участников из Москвы, подготовка там объективно сильная, но, например, команда из Санкт-Петербурга традиционно значительно меньше по количеству, зато выше качественно. И конечно, Всероссийская олимпиада в любом случае не должна быть состязанием учеников столичных школ.
– Согласна, на последнее часто жалуются учителя из глубинки. Даже их самые сильные, самые трудолюбивые и талантливые ученики, приезжая на олимпиаду, чувствуют себя в более суровых условиях, чем столичные участники, с которыми занимаются психологи, которых поощряют материально за призовые места. Что, на ваш взгляд, можно сделать, чтобы такого перекоса не было, чтобы все талантливые дети имели равные шансы на предметных соревнованиях?
– Прежде всего финансировать и развивать олимпиадную подготовку на местах. Давайте обратим внимание на то, что члены жюри заключительного этапа – люди из разных регионов, но далеко не всегда они при этом каким-то образом связаны с региональным этапом олимпиады. Очень часто региональные олимпиады годами находятся в руках одного вуза (а в реальности нередко одной кафедры и даже одного-двух человек). Нужны постоянная ротация, привлечение молодых, активных, заинтересованных педагогов, причем как к составлению и проверке заданий, так и к подготовке. И конечно, олимпиадные школы должны финансироваться регионом, это те вложения, которые окупаются в дальнейшем. Речь идет не о материальном поощрении школьников, а о проведении специальных занятий, тренингов, выездных смен, учебных лагерей.
– Педагоги иногда жалуются, что олимпиадные задания оторваны от реальной школьной программы и вообще от того, что волнует подростков. Так ли это на самом деле?
– Видимо, с каждым предметом тут дело обстоит по-разному. Расскажу про литературу. У нас традиционно есть аналитический тур – это анализ текста с правом выбора между поэзией и прозой, причем как минимум один из двух текстов – это самая что ни на есть современная литература. Разумеется, анализируются не те тексты, которые входят в школьную программу, но сама постановка этого навыка – одна из важнейших задач школьного урока литературы. Есть творческий тур, и он всегда ориентирован на то, что интересно школьнику, на современные формы работы с предметом: подкасты, материалы для просветительских сайтов, блоги, рецензии на фильмы и спектакли. Но все это опять же начинается с регионального этапа, а до него, как мы помним, школьнику еще надо дойти.
– Учителя считают, что коррупция в олимпиадном движении неискоренима, что есть школы, ученики которых ежегодно дают подозрительно точные ответы на все задания. Как с этим можно бороться, на ваш взгляд?
– Начнем с того, что утечка заданий невозможна, все они, по крайней мере на двух последних этапах, строго засекречены. Задания регионального этапа открываются только за час до начала олимпиады, чтобы успеть их распечатать, а задания заключительного этапа неизвестны вообще никому, кроме членов ЦПМК. Скажу честно: за десять лет работы в олимпиадном движении я ни разу не сталкивалась ни с какими формами коррупции. Зато, увы, встречалась с цинизмом сотрудников местных министерств, уверенных, что результаты любой олимпиады предрешены. И с равнодушием учителей, уверенных в том же. Проблемы в олимпиадном движении, безусловно, есть, но это не коррупция, а неравномерное распределение финансовых и человеческих ресурсов. Через которое, заметим, действительно сильным и мотивированным детям удается пробиться, несмотря ни на что.
Вера КОСТРОВА, Нижегородская область
Комментарии