Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не панацея, но все же… Интернет-поддержка профессионального развития педагогов

Учительская газета, №43 от 23 октября 2007. Читать номер
Автор:

Да, ИКТ – отнюдь не панацея, способная справиться с любыми задачами школы. Однако новые технологии способствуют развитию самостоятельности ученика, его уверенности в себе, способности к самореализации при соблюдении ряда очень важных принципов:

• соответствия целей развитию личности каждого школьника,

• предоставления выбора видов деятельности,

• демократичности методов педагогического руководства.

Всем вышеперечисленным принципам отвечает проектная методика, которая положена в основу процесса внедрения ИКТ в муниципальную систему образования Омска.

Для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс в Омске в 1999 году в 20 школах были введены ставки координаторов сетевых проектов – педагогов, осуществляющих управление этим процессом. Эти специалисты способствуют развитию образовательного пространства школы, города и России, организуя телекоммуникационные проекты и наполняя Интернет русскоязычными образовательными ресурсами.

Показателен рост количества участников телекоммуникационных проектов в нашем городе. К примеру, если в 2003-2004 учебному году было задействовано 3632 ученика и 339 педагогов, то в 2006-2007 число детей возросло до 15000, а учителей – до 1000.

География участников телекоммуникационных проектов, проведенных омичами, весьма обширна. В прошлом учебном году в них приняли участие 1189 школьников из 42 населенных пунктов – от Минска до Южно-Сахалинска.

Благодаря чему мы сумели достичь подобных результатов?

Прежде всего благодаря укреплению материальной базы. Конечно, пока она минимальна, но ее достаточно для осуществления проектов. В каждой школе есть хотя бы один компьютерный класс, а все муниципальные образовательные учреждения подключены к сети «Интернет» по высокоскоростным каналам.

Другим ключевым фактором стала планомерная и постоянная работа по повышению квалификации педагогических кадров в области ИКТ. Для этого в городе на базе 33 школ работают площадки «Обучение для будущего». Каждый слушатель по окончании обучения создает учебно-методический пакет по своему предмету.

За четыре года работы площадок новыми технологиями овладели 5000 педагогов, что составляет более 60 процентов от их общего числа. Именно из этих учителей формируется авангард активистов, использующих ИКТ в своей педагогической практике.

Для повышения квалификации преподавателей начальной школы и учителей информатики три года работает городское методическое сообщество «Создание образовательной системы, обеспечивающей информационную компетентность омского школьника». Наши специалисты разрабатывают программно-методический комплекс для преемственного обучения предмету «Информатика и информационные технологии» в начальном и среднем звене общеобразовательной школы.

Немаловажным фактором развития стало функционирование корпоративной сети системы образования города. Ее центр – Омский образовательный сервер http://omsk.edu.ru, который работает с 1999 года. Здесь размещаются сайты и визитки школ, нормативная документация, методические материалы, идет каждодневное обновление новостной ленты, открыты постоянно действующие форумы и так далее. Именно сюда приходит информация о сетевых проектах, реализуемых в городе и в России.

Логическим продолжением этого процесса стало создание в мае 2006 года виртуальных методических объединений (ВМО) учителей-предметников. Это добровольные профессиональные сетевые сообщества педагогов, применяющих в образовательном процессе новейшие технологии, формы и методы, интересующихся возможностями повышения качества обучения с помощью ИКТ.

На первом этапе деятельности ВМО были разработаны регламентирующие документы – планы, положения, критерии оценивания УММ, предоставляемые на конкурс, и так далее. На втором – проведен конкурс целостных методических разработок для организации и проведения обучения предмету, способствующих повышению эффективности учебного процесса. Одним из критериев отбора материалов была апробация их в учебном процессе.

Следующим этапом стало проведение предметных интернет-конференций с целью обсуждения научно-практических подходов к организации урока и повышения эффективности образовательного процесса с использованием ИКТ.

На страницах ВМО сформированы «Методические копилки», где регулярно размещаются методические статьи и рекомендации по организации учебных занятий, списки «Полезных ссылок на образовательные сайты», содержащие различные материалы для учителей. Оперативная методическая помощь реализуется в рамках постоянно действующего форума «Скорая методическая помощь».

Сейчас ВМО заняты разработкой дистанционных курсов по своим предметам. Занятия начнутся в начале следующего учебного года.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту