Что вы знаете, уважаемые коллеги, о риторике? Мы привыкли обозначать этим словом многоречивость наших политиков. Я же имею в виду классическую науку о речи. Риторика учит аргументированно и ответственно говорить и писать, воспитывает личность через действие словом.
Каждый учитель готовит к уроку прежде всего свою речь. Учительское Слово – не следствие внезапного вдохновения, но результат соединения науки и искусства, теории ораторского мастерства и умения, которому требуется научиться. Слово – не звук пустой, но инструмент, оружие, “меч обоюдоострый” (ранящий и лечащий), отражение учительского духа, проявление любящего сердца, устремленного ума и организованной воли.
Иногда приходится наблюдать, как 1 сентября, в День знаний, директор школы, учителя говорят не о знаниях, а о чем-то, взятом из воздуха. Конечно, это не мешает школьникам и педагогам радоваться просто тому, что они встретились, что-то друг другу сказали… Но поверьте, от вас ждут большего – умного, вдохновляющего и настраивающего Слова. Поэтому решаюсь высказать несколько творческих советов, основанных на наблюдениях за учителями и на собственном ораторско-преподавательском опыте. Прошу при этом учесть, что риторический совет – не догма, а творческое руководство, применяемое к личным вкусам и конкретной аудитории.
Первое: выступайте, не упускайте случая сказать речь. Знайте, что важен сам факт вашей речи. Учитель должен быть скромен и непразднословен, но думаю, что именно 1 сентября люди ждут, как никогда, объединяющего публичного Слова, чтобы почувствовать общность, “единое тело и дух” школы, класса. Кому, как не учителю, брать на себя эту инициативу?
Второе: готовьте свою речь, не ленитесь. Подготовка начинается с намерения, которое реализуется в постоянном размышлении и напряженном труде над будущим “спичем”. Как трудиться? Опыт хороших ораторов подсказывает: желательно будущую речь написать, переписать, отредактировать. Классические ораторы выучивали речи наизусть, тренируя память. Затем спрячьте текст, никому не показывайте его – и смело в бой…
Третье: ищите содержание и идеи, соответствующие теме. Первое сентября – День знаний. Но часто ли звучит в этот день похвала знанию? Не пустая, а содержательная и вдохновенная. Не допускайте “дежурные” и случайные мысли там, где надо сказать личное слово о предмете вполне определенном.
Научиться выступать публично – не значит болтать и импровизировать на публике, победив страх. Боязнь уходит, если есть подготовленные мысли и творческая энергия для преодоления сковывающего волнения. Изобретение мыслей – первый раздел риторики. Начните с ответа на вопрос: что я могу сказать на эту тему? Недостатки собственного опыта можно восполнить “мудрыми мыслями” из литературы: тематических сборников, энциклопедий, словарей. Главное – чтобы рождающиеся идеи “грели” душу.
И начинайте писать. Это помогает в подготовке устной публичной речи и выработке хорошего языка, потому что в процессе письменного обдумывания мы учимся отбирать и располагать слова. “Перо – наилучший наставник красноречия”, – сказал Цицерон.
Четвертое: обдумайте стиль речи. Одна и та же идея может быть засушена, а может засверкать драгоценным алмазом благодаря верно найденному стилю, который соответствует вкусам слушателей. От этого зависит, сумеете ли вы убедить своих учеников, привлечь их внимание. Замечательно сказано в рукописной “Риторике” Михаила Усачева 1699 года (именно по ней учился, как выяснилось недавно, Ломоносов): в обучении люди сначала “удивляются”, а потом начинают “мудрствовати”. А вот современный пример такого удивляющего словесной красотой обращения: “Приветствую Вас, тружеников великого и святого дела, возделывателей необъятной нивы православного образования”. Это начало речи Патриарха Алексия II на Рождественских чтениях этого года. Как значимо и весомо здесь каждое слово нашего всемогущего языка!
Кстати, от высокого, серьезного строя мысли легко переходить к шутке, юмору. Но никак не наоборот: всякое заигрывание на детско-арготическом языке приводит в конечном итоге к отторжению и познавательному стопору.
Пятое: для успеха очень важно хорошо звучать. Иную речь невозможно слушать, потому что темп “пулеметен” (подобно “Русскому радио”), интонация однообразна или американизирована, звуки “сжеваны”, а тембр голоса подобен “тележному скрыпу” (эпитет Ломоносова).
Речь начинается с деления на речевые такты, а смысл слов воспринимается во время пауз – “великого проявления мастерства”. Слово должно вдумчиво и мягко вкладываться в разумы слушателей. Верх бестактности – учительский крик. Уже не говоря о том, что “тихий голос – прекрасная вещь в женщине” (В.Шекспир), громкостью голоса надо заманивать к слушанию. С опытом приходит и понимание такого таинственного явления, как энергетика речи – особое эмоционально-личностное воздействие на аудиторию. Плюс выразительная интонация, ритм, бархатный тембр.
Добавьте к этому шестое – контакт со слушателями. Вас не будут слушать, если речь будет обращена в пространство. Духовное единство достигается ненавязчивым смотрением “глаза в глаза”, а отсюда – “сердцем в сердце”.
Приведенная ниже речь, которую я мысленно произношу от имени учителя или директора, – лишь образец, которому вы можете следовать или, наоборот, раскритиковать…
Слово о Знании
Дорогие друзья!
Сегодня необыкновенный день. Каждый человек в этот день (а учитель особенно) взволнован предвкушением будущего. Вы, наши ученики, пойдете по трудной дороге познания, и, зная ее тернии, мы желаем вам счастливого пути. Для всех, кто прошел школу, – это светлый праздник приобщения к счастливому прошлому. Ведь нет такого человека, у которого не были бы связаны со школой самые лучшие воспоминания!
Все, кто пришел сюда сегодня, кто войдет сегодня в классы, назвали “родной” нашу школу, “родным” свой класс. Пусть и школа, и класс будут для вас вашей малой родиной, вашей второй семьей, где вы будете идти по трудной и счастливой дороге Знания.
Давайте задумаемся сегодня: что такое знание? Для чего оно нужно? Что бывает следствием знания? Где и когда пригодятся нам наши знания? И почему они так важны для счастливой жизни всякого человека?
Знания – это те верные идеи и представления, те душевные переживания, тот внутренний духовный опыт, которые получает человек, чтобы быть благополучным, добрым, внимательным к людям и ко всему происходящему, чтобы понять, для чего он пришел в этот мир. А человек пришел, чтобы познавать. Наши жизненные ошибки начинаются с невежества и незнания, а иногда от отсутствия самого стремления к знанию. “Не стыдно не знать – стыдно не учиться”, – говорит народная мудрость. Как прекрасен человек, который желает знать! Приглядитесь к людям – и вы увидите, что в глазах одних светится этот огонь, эта жажда познания (и эти лица одухотворены красотой), у других – нет этого огня: он либо погас, либо не загорелся…
Я счастлив видеть в глазах стоящих здесь людей (и детей, и взрослых) эти искорки будущего огня, который, загоревшись однажды, не угаснет и сделает вас счастливыми.
Почему знание делает человека счастливым? Потому что счастлив тот, кто может все объяснить, кто понимает, что основать свое знание можно только на вере и любви, у кого не иссякает стремление к истине и знанию. Любой человек высвечивается Знанием: поступаем мы либо со знанием дела, либо без знания. И тогда человек либо умен и мудр, либо глуп и беспечен.
“Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной – случай
берегут…”
Вот как, по мысли Ломоносова, оберегают нас знания.
“Блажен тот, кто приобрел мудрость” – сказано в Библии. Это приобретение сделает вас красивыми, сильными, добрыми. Не сомневайтесь – вы пришли в школу, чтобы стать счастливыми.
Учение подобно горе: как путь на гору труден, так и путь учения сложен. Взявшись за руки, взойдем на эту гору, победив все трудности учения, и пусть на ее вершине нас осветит Солнце Знания и отразится в наших счастливых глазах и сердцах. Поздравляю вас всех с нашим цветочным и солнечным Первым сентября!
Еще раз повторю: написанное – не догма, а руководство к творчеству. Результаты этого творчества мы можем обсудить вместе. Напишите нам, уважаемые учителя:
– как прошла ваша школьная линейка, какие звучали речи, слова?
– как прошел первый день нового учебного года? Что вы сказали и как, какова была реакция ваших учеников?
– ваше мнение: нужна ли в “УГ” “школа учительского красноречия” и в какой форме?
И вопрос к ребятам:
– Запомнилось ли вам выступление директора, классного руководителя, других учителей 1 сентября? Как вы вообще относитесь к публичным выступлениям ваших педагогов – считаете их речи интересными или скучными?
Жду ваших писем.
Ваш Владимир АННУШКИН, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, председатель Российской риторической ассоциации
Комментарии