search
Топ 10

Не навреди! Главная заповедь учителя истории

Если ученики понимают логику, по которой Мазепа в России – предатель, а в соседней стране – герой, тогда у русского в общении с украинцем возникает поле для диалога, а не для мордобоя.
Об этом на семинаре “Уроки Клио” с участием более 30 учителей истории из районов Карелии говорил доцент исторического факультета МГУ Александр Шевырев.

Cеминар провели Европейская ассоциация учителей истории, Московский институт развития образовательных систем, Образовательно-инновационный центр ПетрГУ при участии Министерства образования и по делам молодежи РК и Комитета по образованию администрации Петрозаводска.
Главная задача семинара – помочь карельским учителям истории в работе с учебными пособиями нового типа, которые подготовили российские авторы с учетом европейского опыта. Каждый учитель получил в подарок комплект для класса из трех учебников: “1945-1955. Послевоенное десятилетие”, “Шестидесятые. Иллюзии и разочарования” и “Трудные пути к демократии”. Учителей истории новые книги настолько заинтересовали, что они просили сделать семинар “Уроки Клио” постоянно действующим.
Александр Шевырев поставил перед учителями трудные вопросы:
– Сегодня дети все больше вовлекаются в различные информационные потоки, но при этом они знают существенно меньше, чем их сверстники двадцать лет назад, потому что информация становится дискретной, разбросанной. Что делать – сузить объем необходимых знаний или, напротив, наращивать объем материала, чтобы они знали столько же, сколько мы? Еще одна проблема исторического образования – как решать проблему межэтнического конфликта в истории. В федеральном учебнике говорится о взятии Казани Иваном Грозным как о положительном событии. А в татарских учебниках это же событие представлено как трагедия татарского народа. То есть в обществе существуют прямо противоположные оценки одного и того же исторического явления, и люди разных национальностей ставятся в положение конфликта. Ученику должны быть предложены обе точки зрения.
Это не надуманная проблема: одна учительница на семинаре спросила коллег: “Как мне рассказывать ребятам о чеченской войне, если в классе у меня сидит девочка-чеченка?” Главным в такой ситуации – и с этим согласились все – должен стать принцип “Не навреди!”
Рональд Донк, заведующий кафедрой истории голландского колледжа повышения квалификации учителей, блестяще продемонстрировал этот принцип в действии. С карельскими учителями он всесторонне рассмотрел карибский кризис, опираясь прежде всего на первоисточники, избегая каких-либо оценок, доискиваясь до причин конфликта. Сидящий рядом со мной Владислав Сорокин, соавтор одного из учебных пособий, на мой недоуменный вопрос, зачем взята столь скользкая тема, пояснил: “Здесь не политика – Рональд учит мыслить”. Не случайно голландские ученики Донка в конце изучения темы пишут индивидуальные сочинения, в которых они должны сформировать собственный взгляд на нее.
Любопытно завершилось занятие Рональда Донка. Он спросил: “Звучало ли сейчас то, с чем вы не согласны?” Но наших учителей волновало иное: “А эти материалы вы нам оставите?” Они имели в виду карты со схемой размещения ракет во время карибского кризиса и другие необходимые источники, без которых собственного взгляда не выработаешь.
…Александр Шевырев привел слова русского публициста Михаила Каткова: “На уроке математики ученик изучает математику, на уроке истории – личность учителя”. На семинаре прозвучала любопытная информация: Россия – одна из немногих стран, где один из самых высоких рейтингов у школьников имеют учителя истории. Вывод напрашивается сам собой – значит, личность наших историков стоит того, чтобы ее изучать.
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте