В условиях хронического недофинансирования как никогда актуальна проблема экономного и эффективного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении вузов. Один из основных вопросов развития каждого вуза – наращивание материальной базы. Мы делим бюджет нашего университета на две части: бюджет функционирования (67 процентов) и бюджет развития (33 процента). В 2003 году удалось ввести в эксплуатацию два учебных корпуса на 18 тысяч квадратных метров и начать строительство двух новых жилых домов.
Основные фонды университета выросли до миллиарда рублей. По сути, за последние пять лет появился еще один университет. Мы выстроили 4 учебных корпуса площадью 40 тысяч кв. метров, 15 тысяч кв. метров жилья, информационно-библиотечный центр, биологическую станцию, провели капитальный ремонт практически всех учебных корпусов, общежитий и 5 тысяч кв. метров баз практики. Ни одного рубля из бюджета мы на это не получили, но при этом сэкономили десятки миллионов рублей, так как вели строительство и ремонт способом, который раньше называли хозяйственным, создавая свой проектно-конструкторский центр, ремонтно-строительное управление. Экономия финансовых ресурсов шла за счет снижения накладных расходов, налоговой оптимизации.
Управленческие и обслуживающие подразделения университета – служба снабжения, автохозяйство, управление кадров, централизованная бухгалтерия – обеспечивают и потребности ремонтно-строительного управления. При такой организации существенная экономия достигается за счет отсутствия налога на добавленную стоимость, снижения ставки единого социального налога и некоторых других расходов. В вузовском ремонтно-строительном управлении нет плановых накоплений, зимнего удорожания, непредвиденных расходов и многого другого, что формирует высокую стоимость услуг любой подрядной строительной организации.
При масштабах вузовской собственности, исчисляемой сегодня миллиардами рублей, управление основными фондами становится важной и сложной задачей. При этом нужно четко разобраться в том, какова структура вузовской собственности.
Это, во-первых, федеральная собственность, переданная вузу в оперативное управление учредителем – Минобразованием России. Но Минобразование этим видом собственности не распоряжается, этим занимаются на местах региональные агентства Минимущества РФ, которые не всегда учитывают специфику деятельности вузов при решении спорных вопросов. Интересы вузов они отодвигают на задний план. Например, в Тюмени университету был сдан в аренду бывший дом политического просвещения для размещения там юридического факультета. После указа президента это здание стало федеральной собственностью, но местные власти заставили ТГУ уйти из него и передали здание областному художественному музею.
Во-вторых, обычно у вузов есть собственность региональная, переданная им для выполнения уставных задач на условиях оперативного управления или долгосрочной безвозмездной аренды, – здания средних специальных учебных заведений, школ, спортивные сооружения и так далее. В-третьих, вузам передают в долгосрочную аренду и оперативное управление муниципальную собственность. Как правило, это здания и сооружения, выделяемые городскими властями для организации филиалов и представительств вузов. В-четвертых, у вузов есть здания, сооружения, транспортные средства, базы практики, арендованные у коммерческих структур. В-пятых, имущество, переданное вузам различными предприятиями, организациями, физическими лицами или приобретенное на внебюджетные средства вуза, то есть собственность коллектива.
Дальнейшая модернизация российской высшей школы, на мой взгляд, требует безотлагательного решения вопросов правового регулирования экономических отношений собственности. Из-за правовых коллизий вузы не могут эффективно распоряжаться своим имуществом. Дело в том, что все здания, построенные за счет внебюджетных средств, строго говоря, уже не госсобственность, но некоторые чиновники считают ее все же государственной, потому что вуз остается государственным. Согласно Гражданскому кодексу РФ имущество, которое образовательному учреждению выделил учредитель, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Это право отнесено к ограниченным вещным правам. Содержание и пределы такого права определены статьями 296, 298 – 300 Гражданского кодекса. Предусмотрено, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы и приобретенное за счет таких доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на его отдельном балансе. Весь вопрос в том, можно ли квалифицировать это право как право хозяйственного ведения, право собственности коллектива вуза на соответствующее имущество. По законодательству образовательное учреждение не может быть полным собственником, что же касается разделенной собственности, то такой модели наше законодательство не предусматривает. Вузам предлагается здания, построенные за счет внебюджетных источников финансирования, оформлять в оперативное управление. Выходит, что само здание должно быть государственным или частным. Подобные правовые коллизии ведут либо к возникновению параллельных негосударственных образовательных структур, использующих по «серым» схемам ресурсы государственного вуза, либо к значительному увеличению текущих затрат. В интересах экономической самостоятельности высшей профессиональной школы – устранить противоречия в российском законодательстве на сей счет и законодательно утвердиться со статусом коллективной, общественной, корпоративной собственности, которая заработана и накоплена трудом коллектива. Определиться, в конце концов, какое отношение к этой собственности имеет каждый член коллектива, как ею может распоряжаться руководство вуза. Ведь при сегодняшнем правовом статусе нельзя даже оформить ее в залог на получение кредита, необходимого для развития вуза. Возможно, доходы, получаемые от использования такой собственности, могли бы формировать негосударственные пенсионные фонды, обеспечивать социальную защиту членов вузовских коллективов.
Комментарии