Придерживаясь этой позиции, в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования провели вебинар, посвященный профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования. Более 200 управленческих команд присоединились к онлайн-мероприятию, на котором выступил заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников СПб АППО Александр Небренчин. На вебинаре были представлены типичные нарушения, которые могут совершаться образовательными организациями при аттестации педагогических работников, при оформлении и наполнении сайта, при принятии локальных нормативных актов и т. д.
В частности, Александр Небренчин напомнил участникам семинара, что периодичность проведения аттестации педагогических работников – один раз в пять лет. Также при аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности эту процедуру не проходят учителя, которым уже установлена квалификация. Пройти аттестацию придется, только если педагогический работник совмещает свою должность с другой, по которой не имеет квалификации. Под процедуру не подпадают те, кто занимает пост менее двух лет, беременные и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, и те, кто отсутствовал на рабочем месте более 4 месяцев по причине заболевания. Руководителю образовательной организации важно помнить, что предупредить педагогического работника о прохождении аттестации нужно не менее чем за 30 дней. За тот же срок необходимо ознакомить учителя с представлением его на аттестацию. По своему желанию педагогический работник может представить к уже подготовленным документам дополнительные сведения, подтверждающие его профессиональную компетенцию. Аттестация должна проводиться с участием педагогического работника, однако если он на ней отсутствует по уважительной причине, то заседание аттестационной комиссии может состояться, если на нем присутствуют две трети ее членов. После принятия решения аттестационной комиссии, соответствует или не соответствует работник занимаемой должности, составляется протокол заседания, который хранится у работодателя. С выпиской из протокола последний обязан ознакомить работника в течение трех дней. Учитель вправе обжаловать решение АК.
По словам Александра Небренчина, есть нарушения у образовательных организаций и при размещении документов на сайтах. Например, специальный раздел «Сведения об образовательной организации» должен располагаться на основной странице сайта, доступ к нему должен быть прямой. На сайтах некоторых образовательных организаций в нарушение этого дается ссылка, по которой нужно пройти для нахождения раздела.
В подразделе, информирующем об органах управления ОО, не должны быть представлены совещательные органы, например, такие как совет отцов и т. д. Все документы, размещенные на сайте ОО, должны быть копиями или электронными документами. Последние в основном образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно.
Нарушения есть и в подразделе «Предписания». Многие образовательные организации размещают там указания таких органов контроля, как Госпожнадзор или Роспотребнадзор. Это неправильно. В этом подразделе нужно размещать предписания органов, осуществляющих государственный контроль в сфере образования.
В подразделе «Образование», по словам Александра Небренчина, должна находиться информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, и т. д. По каждой программе должна быть предоставлена информация о формах обучения, и здесь фантазия наполнителей сайта простирается до дистанционных, групповых форм, которых просто не существует. Форма может быть только трех видов: очной, заочной или очно-заочной.
В подразделе, посвященном педагогическому составу, часто не указывается, в реализации какой образовательной программы задействован педагогический работник. Также вместо того, чтобы зафиксировать уровень образования учителя, пишут, в какой образовательной организации он обучался. Здесь же, в подразделе, должны быть перечислены предметы и курсы, которые ведет педагог, такой дисциплины, как «Начальная школа», быть не должно.
Основные нарушения, касающиеся локальных нормативных актов, связаны с тем, что если в них есть ссылка на нормативный документ, то не всегда учитываются изменения, в него внесенные. Локальный нормативный акт со ссылкой на недействующий нормативный документ может быть признан недействительным.
Резюмируя сказанное, Александр Небренчин заметил, что каждому руководителю образовательной организации важно постоянно изучать действующее законодательство. Если на это не хватает времени, значит, нужно делегировать эту функцию коллеге, который будет следить за изменениями, вносимыми в государственные нормативно-правовые акты.
Кроме того, регулярный аудит внутренней образовательной деятельности позволит избежать нарушений и принять своевременные и грамотные управленческие решения.
Маргарита ВИТАЛЬЕВА, Санкт-Петербург
Комментарии