search
main
0

Не надо быть исполнителем чужой воли

​Пришла еще одна бурная весна. Прошли самые главные политические события, результатов которых ждали. Я не говорю о том, каких именно результатов ждали и насколько честными они были, все-таки обсуждение выборного процесса меньше всего подходит для педагогического издания. Но это были выборы, а проблема выбора существует практически каждую минуту у каждого человека.

Если говорить именно о системе образования, то, конечно же, основной выбор заключается в выборе места обучения своей будущей профессии и дальнейшей деятельности. Это достаточно серьезный выбор, который влияет на всю жизнь, особенно если он оказывается ошибочным. Но не менее важен для человека другой выбор – всегда соответствовать гордому званию «человек» или изредка, по ситуации.В учебно-воспитательных программах, на уроках, дома, на различных мероприятиях педагоги и родители стремятся объяснить ребенку достойные правила поведения, привить хорошие манеры, развить чувство ответственности за свои слова и поступки. Ведь когда ребенок обижает младших по возрасту или грубо обращается к другому, взрослый человек невольно задумывается о том, что, может быть, он проявил недостаточное внимание к его воспитанию. Казалось бы, нет ничего противоестественного, когда, окончив школу, бывшие ученики приходят и благодарят своих учителей. За те знания, которые они получили, за те советы, которые пригодились в жизни, и, наверное, в первую очередь за то внимание, которое было уделено ребенку. Неоднократно наблюдала подобные ситуации, когда выпускники, иногда уже совсем взрослые люди, приходили в свою школу к учителям сказать спасибо за то, что учили, наказывали, помогали, потому что больше нигде – ни в институте, ни на работе – человеку не уделяли столько внимания лично. Не квалифицированному специалисту, не студенту-первокурснику, а именно ему, человеку, личности, которого готовы выслушать, помочь в развитии определенных навыков, ответить на его вопросы. Возможно, некоторые рады избавиться от столь плотной опеки: «Дома – родители, в школе – учителя, стану взрослым, наконец-то смогу решать сам». Только потом, вырастая, они понимают, что никто и не собирался их ни к чему принуждать, а именно для того, чтобы ребенок смог принимать самостоятельные решения и правильно оценивать окружающую действительность, педагоги и родители учили и воспитывали. Ведь тогда, когда придет время и совершеннолетний гражданин будет делать свой выбор, важно, чтобы это был именно его выбор. В последнее время политические события об этом свидетельствуют.В митингах оппозиции, которые прошли в Москве, участвовала и молодежь. По закону это вполне допустимая форма выражения собственного мнения, однако по результатам проведенного мною опроса молодежи накануне выборов в марте видно, что немногие понимают суть и содержание таких мероприятий. Поскольку я не только педагог, но еще и дипломированный специалист в политической сфере, могу сказать: большинство людей, к сожалению, слабо разбираются в политике, даже на бытовом уровне. Политтехнологи давно знают приемы «раскрутки» и популяризации конкретного кандидата, знают методы воздействия на массы населения для достижения конечной цели – победы кандидата. Но кто из избирателей прочитал все предвыборные программы баллотирующихся партий и кандидатов, а тем более сравнил, проанализировал и сделал выводы? Скорее всего, процент прочитавших будет низким, редко кто основательно начинает в этом разбираться. Больше внимание человек обращает на рекламу, телевидение и другие широкие средства информации.Казалось бы, политика и система образования не должны быть никоим образом связаны. Система образования выполняет те поручения, которые ей дают политические лидеры, находящиеся у власти, но, как ни странно, именно сфера образования играет большую роль в политических процессах. Большинство избирательных участков созданы на базе школ, учреждений дополнительного образования, библиотек. Естественно, что работники избирательных комиссий тоже педагогические работники. Как известно, полномочия участковых избирательных комиссий начинаются за три недели до дня голосования. То есть на протяжении трех недель учителя, после того как проведут уроки и дополнительные занятия, оповещают избирателей своего участка о предстоящих выборах, проверяют списки и ведут другую подготовительную работу. Самым главным и ответственным днем становится, конечно же, сам день голосования, когда полные сутки работники избирательных комиссий – учителя морально и физически должны быть ко всему готовы. К сожалению, значительное количество обращений граждане адресуют не государственным учреждениям, непосредственно отвечающим за эту работу, а избирательным комиссиям (управа района не внесла кого-то в списки для голосования, в конкретном подъезде опять не горит лампочка, нет кандидата, за которого они хотели бы проголосовать).Если говорить о последних президентских выборах, когда было набрано огромное количество наблюдателей и созданы условия для «чистых» выборов, в большинстве случаев наблюдателями стали тоже молодые люди, получающие за один день работы, хотя у них меньше обязанностей и ответственности, в два раза больше денег, чем работник избирательной комиссии за целый месяц работы. Однако разве деятельность наблюдателя не требует от него выполнения не только надзорных, но и обязанностей достойного гражданина, ведь, когда каждый из нас отдает предпочтение разным кандидатам и разным политическим программам, разве мы прекращаем быть гражданами своей страны? В день выборов у каждого есть свои обязанности: и у работников избирательной комиссии, и у наблюдателей, и у самих избирателей, но мы должны при этом оставаться людьми. Многие пенсионеры, даже преклонного возраста, самостоятельно приходят на участок, чтобы проголосовать, потому что для них это и гражданская обязанность, и событие. Неужели наблюдателю запрещено помочь пожилому человеку дойти до стула, или поднять упавшую у него трость, или подсказать, что он забыл бюллетень на столе и не бросил в урну? Основная задача избирательной комиссии – предоставить избирателю возможность проголосовать (проще – выдать бюллетень). Задача наблюдателя – наблюдать за ходом голосования. Только непонятно, почему многие понимают это как наблюдение исключительно за работниками комиссии. Окружить собственными телами урну для голосования (дабы избежать вброса бюллетеней), следить за каждым шагом председателя УИК и не заметить, как избиратель оставил бюллетень на столе или что человек специально принес с собой маркер, чтобы разрисовать полученный бюллетень? Спрашивается, за чем же они наблюдали, если все происходит на их глазах?Отдельное внимание – голосованию на дому, когда ты не просто сидишь за столом и выдаешь бюллетени, а целый день ходишь из квартиры в квартиру с тяжелым ящиком для бюллетеней и видишь множество жизненных ситуаций. Это тяжело не только с физической, но и с моральной стороны. Вероятно, поэтому молодежь и не стремится наблюдать за голосованием на дому.По-разному настроены граждане, которые приходят на участок: некоторым хочется поскандалить, излить свой гнев на правительство, это могут быть и в первый раз голосующие, скромно стоящие рядом с родителями, которые недовольны ассортиментом, выданным комиссии для подарков. Это всего лишь один день, когда люди, зачастую не связанные друг с другом, собираются в одном месте и высказывают свои претензии, наболевшие проблемы, касающиеся разных сфер жизни. Только есть одно «но»: все это выслушивают не те, кто принимает решение по конкретному поводу или имеет отношение к правительству, а простые учителя. Учителя, которые каждый день общаются с разными людьми, родителями, коллегами и не просто общаются, а и учат их детей. Почему учитель должен это выслушивать? Если кажется, что в системе образования не бывает своих вопросов, требующих решения, то это неверно. Как можно говорить о каких-то дальнейших целях, когда твой бывший ученик, приходящий наблюдателем на избирательный участок в школе, не может подойти и помочь пенсионерке, уронившей ручку, не потому что у него плохое воспитание, а потому что накануне на собрании наблюдателей каждому по несколько раз сказали, что все вокруг обманывают и надо об этом публично заявить, когда они приходят с заранее заготовленными бланками жалоб, как будто им изначально собирались в чем-то препятствовать. Поскольку эти выборы для меня как работника избирательной комиссии с правом решающего голоса были уже пятыми, я знаю весь процесс изнутри, вот и было мне смешно и грустно смотреть, как молодые люди, которым самим только недавно предоставили право голосования, приходили на участок с выданными им в штабе наблюдателей текстами законов и начинали буквально по пункту выяснять соответствие написанного действительности. Наверное, это самый массовый допуск молодежи к осуществлению политического процесса, ведь раньше они знали лишь результат, никоим образом не могли на него повлиять, а сейчас им предоставили такой прекрасный шанс не только самим проголосовать, но и посмотреть, что будет с голосом дальше.Наверное, стоит задуматься, зачем проверять работу избирательной комиссии, организовавшей уже не одни выборы, присылают вчерашних школьников, которым дали в руки книжку и сказали, что должно быть так, как написано. Возможно, необходимо внести поправки в законодательство, предусматривающие право работы наблюдателем человеку, работавшему в составе избирательной комиссии или хотя бы обучающемуся по профильному политическому направлению. Может быть, и самой молодежи стоит задуматься, с какой целью политические структуры уделяют им такое внимание в определенное время и забывают о них потом вовсе. С таким трудом воспитанный и обученный человек потом может стать простым исполнителем чужой воли, если самостоятельно не начнет задумываться и будет лишь опрометчиво исполнять поручения политически грамотных взрослых людей, намерения которых не всегда столь благие, как у учителя.Елена ОВСЯННИКОВА, yчитель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте