search
main
0

Не наблюдатель, а активный участник. Тема «Учиться быть гражданином». Старшие классы

Наша задача – воспитать человека, умеющего жить в демократическом государстве, гражданском обществе, готового и способного нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие страны, обладающего знаниями в правовой, политической, экономической и других сферах. Конечный ожидаемый результат: овладение правовыми, политическими знаниями как основой гражданского правосознания; развитие социально ценных гражданских умений и навыков; знакомство с правами, гражданскими обязанностями в школе, семье, социуме.

Во время этих занятий ученики знакомятся с работой органов государственной власти: местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, избирательных комиссий и т. д. Разрабатывают и реализуют собственные социальные проекты, проводят благотворительные акции, участвуют в ученическом самоуправлении, общественных объединениях. Это также способствует росту профессиональной компетентности педагогов (включая классных руководителей, социальных работников, психологов). Родители при этом тоже смогут получить необходимые знания, для того чтобы помогать школе в гражданском воспитании детей, соблюдать права ребенка в семье, развивать общую правовую культуру, что приведет к уменьшению числа правонарушений среди подростков.Оно включает в себя ряд последовательных действий: осознание цели предстоящей работы, принятие задачи и понимание ее значимости, самоорганизацию, самоконтроль, умение оценивать собственные решения. Проектная деятельность имеет для детей большое личностное и социальное значение. Проекты могут быть не только коллективные, но и индивидуальные. – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия школьников в общественной жизни. Он способствует взаимодействию школьного сообщества с общественными учреждениями и органами власти. Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. По уровню и масштабу выделяют следующие: международные, межгосударственные, национальные, межрегиональные, региональные, местные, школьные, классные, групповые, индивидуальные. Основными принципами проектирования можно назвать добровольность, учет возрастных, психологических и творческих возможностей детей, региональных особенностей, интеграцию учебной и внеклассной деятельности, системность.В процессе проектирования у ребят появляется комплекс знаний о Конституции, демократии, выборах и избирательном процессе, праве и правах человека, законах и других нормативных актах, самоуправлении, парламенте, средствах массовой информации и т. д. Развиваются разные умения: анализ ситуации, поиск и отбор информации, моделирование собственного поведения, рассмотрение стратегии и вариантов поведения в конфликте, принятие ответственного и осознанного решения, способность отделять факты от мнений, проводить социологические исследования, работать с документами. Приобретаются следующие ценности: законопослушность, или лояльность, уважение к праву, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, уважение частной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию.Урок. Школьное занятие может быть построено в виде разработки определенного социального проекта. Ограниченность во времени позволяет показать только общие принципы социального проектирования или же попытаться решить небольшую проблему локального характера. Урок может стать эффективным способом объяснения ученикам последовательности действий, определения круга социальных проблем, выбора стратегии проектирования. Оно часто выражается в ролевых и деловых играх. Предмет. Некоторые учебные предметы могут быть построены в виде последовательно сменяющих друг друга социальных проектов. Таким потенциалом в первую очередь обладают обществоведческие дисциплины.Внеурочная работа. Любое послеурочное дело, в котором ученики не только участвуют, но и являются организаторами, где учитываются их интересы и потребности, также может быть отнесено к социальному проекту.Акция. Является новой формой работы в российской системе образования. Она предполагает объединение различных проектов определенного направления с целью решения проблемы или обращения внимания общественности на ее существование. Акцию можно назвать мозговым штурмом проектов. Система работы. В школе создается правовое пространство. Проектирование становится не разовым делом, а системой.Он предполагает консолидацию школы, социальных институтов и общественности. Знакомит учеников с элементами гражданского общества, позволяет включиться в общую работу по улучшению жизни в социуме.Он минимально затратен по ресурсам, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности детям с разным уровнем подготовки.Значимость проекта «Гражданин» велика. Школьники получают первый опыт влияния на общественную политику, возможность создать локальную юношескую микромодель гражданского общества; он ориентирован на экспериментальное, деятельное изучение различных аспектов функционирования социума и является средством вовлечения ребят в общественную практику, выявляет проблемы местного сообщества, помогает школьникам компетентно и в соответствии с Конституцией отстаивать интересы разных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами; дает школьникам возможность проверить на практике свою принадлежность к местному сообществу, найти свое место в жизни, получить первый опыт гражданского участия. Для российских школьников проект «Гражданин» актуален тем, что в процессе работы они знакомятся с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, получают практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны, изучают механизм принятия решений властными структурами.Зинаида МУРИНА, Оксана ГРЕБЕННИКОВА, учителя обществознания, Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте