search
main
0

Не хватает… взрослых. Чтобы игра развивала одаренность, нужны родители

Кандидат физико-математических наук Антон Александрович Тоболкин не только учитель математики и заместитель директора по инновациям томского Академического лицея, но организатор и разработчик математических игр. «Математическая биржа», к примеру, известна по всей Сибири, и при поддержке Департамента образования Томской области превратилась в широкомасштабную образовательную сеть.

Впрочем, сейчас речь о другой игре, одной из самых популярных в мире среди школьников, – Minecraft. В Академическом лицее, где учиться не так просто, ею увлекаются 90% малышей начальной школы и 60% старшеклассников. В игре большая свобода действий, отсутствует сюжет, такой тип называется «песочница». Можно взять практически любой блок из одной части пространства и поместить его в другое место. Можно создавать предметы труда, выращивать урожай, разводить скот, добывать ресурсы, готовить сложную еду, торговать с жителями, воевать с враждебными монстрами. Игра позволяет собирать достаточно сложные электрические механизмы и строить дома.- В некоторых странах используют Minecraft на уроках, для того чтобы научить школьников междисциплинарным навыкам: программированию и инженерному делу, строительству и дизайну, планированию и распределению обязанностей, математике и экономике, искусству и истории, изучению английского языка, – рассказывает Антон Александрович. – Есть даже специальная версия игры, пока недоступная в России, где учителя всего мира создают уроки на платформе Minecraft, а также обмениваются уроками с коллегами. Например, можно использовать Minecraft на уроках истории. Допустим, создается модель средневековой деревни. Ученики погружаются в путешествие по этой виртуальной деревне на 10 минут, а потом учитель проводит опрос того, что они запомнили: из каких материалов строились дома, как был устроен быт в средневековой деревне, какие предметы труда использовались и т. п.Антон Тоболкин задумался, нужно ли в России вводить занятия по Minecraft в школе на спецкурсах или внеурочной деятельности. Поговорил с родителями. Одни уверяли, что у их детей повысился интерес к самообучению и вообще они стали мыслить креативнее. Другие, как ни странно, стали замечать, что сыновья и дочери после продолжительной игры в Minecraft становятся агрессивны. Антон Александрович решил определить реальное влияние игры на развитие детской одаренности, для чего протестировал 200 учеников со 2‑го по 10‑й класс. Целью исследования поставил задачу выяснить, насколько сильно влияет игра на мозг детей, если они играют в Minecraft самостоятельно, без помощи взрослых специалистов.Оказалось, что если они делают это самостоятельно, без руководства и помощи взрослых, то игра больше негативна. Только 2% детей используют эту игру для развития одаренности, 10% так или иначе получают полезные навыки, остальные 88% – просто эмоции, положительные или крайне негативные. При этом 16% детей жестко деградируют.- При оценке влияния игры на мозг – деградация или развитие – использовались следующие параметры: сложность, продолжительность и разно­образность действий во время игры, а также созидательность, – объясняет Антон Александрович. – Например, если дети играют в Minecraft по 3 часа в день для того, чтобы бесцельно бегать по миру и убивать безобидных дружелюбных жителей, – это деградация. Скорее всего, эти дети испытывают насилие в семье и срываются на виртуальных жителях. Помимо моральных ограничений в Minecraft нет никакой экономической выгоды убивать жителей, даже наоборот – это серьезные экономические потери. Если дети этого же класса используют Minecraft для строительства собственного двух­этажного дома в григорианском стиле, возведения завода со сложными механизмами – это развитие. Если дети не проявляют агрессии к мирным жителям и животным, живут в обычных домах и не создают механизмы, то они используют игру чисто для развлечения, ради положительных эмоций. Здесь нет никакого развития, а при продолжительной игре может возникнуть негативный эффект.В анкете хитро подобраны вопросы, оценивающие степень вовлеченности мозга в игру и то, какие именно действия предпочитают выполнять дети. – Оказалось, что большинство детей не используют игру для развития, а рассматривают ее как процесс получения эмоций. Однако при грамотной организации занятий на спецкурсах и внеурочной деятельности можно добиться отличных показателей в развитии детской одаренности, – считает кандидат наук. – Обязанности сопровождения должны брать на себя родители или специально подготовленные учителя. Для развития одаренности Тоболкин советует следить в игре за тремя направлениями: необходимо строить красивые дома в разных стилях, необходимо создавать сложные механизмы, необходимо защищать и развивать деревни.  – Все три показателя обязательны для развития, – говорит молодой педагог. – Строительство красивого дома – это развитие правого полушария, воображения. Создание механизмов – это развитие левого полушария, логики. Защита жителей и развитие деревни – это крайне важная созидательная социальная функция! В общем, не пора ли уже перестать рассуждать о вреде компьютерных игр, а поставить их на пользу обществу, как это сделали в Академическом лицее?Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте