search
main
0

Не ходить по классу! «Сидячее» образование – мина замедленного действия

Дети перестали двигаться! Они сидят в школе за партами, сидят дома за уроками, сидят перед телевизором и компьютером и даже в транспорте норовят, прорвавшись в салон, упасть на сиденье и притвориться спящими (реже – читающими). Разобраться в этой проблеме нам помогут А.С.Пушкин (он подарил автору заголовки) и… веселые детские песенки.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Движенья нет, сказал мудрец брадатый

Нагружать все больше нас

Стали почему-то,

Нынче в школе первый класс –

Вроде института.

Я ложусь в двенадцать спать,

Силы нет раздеться.

Вот бы сразу взрослым стать –

Отдохнуть от детства!

Э.Ханок – И.Шаферан

Исполняет Алла Пугачева, 1978

Гигиенические нормы суточной двигательной активности детей и подростков изучают в 5-м классе на уроках ОБЖ. Однако на них стоит обратить внимание и взрослым, а особенно – учителям, чтобы ужаснуться: для нормального развития ребенок школьного возраста должен активно двигаться не менее трех часов ежедневно (лучше – больше), и за это время он должен сделать не менее 10000 шагов.

Можно составить примерный распорядок дня обычного ученика и рассчитать его двигательную активность. Следует учитывать, что квартиры у подавляющего большинства граждан небольшие – в них особо не разгуляешься, учатся дети преимущественно в пределах «шаговой доступности», пока родители работают – играют в компьютерные игры, вечером всей семьей смотрят телевизор, и на прогулках ребята тоже довольно часто не бегают и прыгают, а сидят на скамейках.

Из расчетов следует, что нормальный, здоровый и шустрый мальчуган за 15,5 часа бодрствования двигается положенные 4 часа. Но, к сожалению, за это время он сумеет сделать лишь треть положенных шагов. Почему? Да потому что в школе, где он проводит немалую часть своего времени, движения запрещены.

Чему учат первоклашек? Прежде всего сидеть смирно, чинно сложив ручки на парте и глядя на учительницу. Молчать. Не вертеться! Не ходить по классу!!! Последнее – вообще одно из самых страшных нарушений школьной дисциплины: красная запись в дневнике через всю страницу гарантирована.

И что мы имеем в результате?

Случай сей…

Гиподинамия – соли и отдышка,

Гиподинамия – это уже

слишком,

Час промедлишь лишний –

и нельзя беде помочь.

Р.Паулс – И.Резник

Исполняет Валерий Леонтьев, 1986

«Сидячее» образование – мина замедленного действия. Опущенные головы и плечи во время чтения и письма препятствуют формированию правильной осанки, статичная, однообразная поза нарушает кровообращение, затрудняет работу желудочно-кишечного тракта и органов дыхания, продолжительные и повторяющиеся периоды напряжения во время опросов и контрольных работ приводят к истощению нервной и эндокринной систем. Ганс Селье, основоположник современных представлений о природе стрессов, изучая различные воздействия на организм, пришел к выводу, что их последствия смогут совпадать, так результаты статичных мышечных напряжений аналогичны острому отравлению. За неподвижность на уроках ученики в прямом смысле расплачиваются собственным здоровьем.

Понимание серьезности этой проблемы вызвало к жизни множество рецептов, от вполне реалистичных до абсолютно утопичных. Например, в 2003 году Министерство образования предложило увеличить количество занятий физкультурой до трех уроков в неделю, а в прошлом году Борис Грызлов предложил довести их количество до четырех. Беда в том, что школьные уроки физкультуры не только не решают проблемы дефицита движения, но создают массу иных медико-санитарных проблем: от невозможности обеспечения личной гигиены до несоблюдения техники безопасности. Многие дети предпочитают справку об освобождении.

Другое предложение – «физкультминутки» на уроках – нарушает стройное течение традиционного образовательного процесса, снижая сосредоточенность и ослабляя дисциплину в классе, поэтому в начальной школе эти приемы худо-бедно встречаются, а в средней постепенно сходят на нет и напрочь отсутствуют в старших классах. Учителя «проходят программу», им не до глазок и пальчиков! А тем временем генетически обусловленная потребность в движении все-таки проявляет себя: вынужденное неподвижное сидение за партой приводит либо к гиперактивности на переменах (и как закономерный результат – травмам), либо к скатыванию в сонное состояние (следовательно – невозможности концентрации внимания и продуктивного обучения).

Ни для кого не секрет, что физически слабым детям учиться намного труднее. Они отличаются низкой работоспособностью, быстрее утомляются, поэтому им приходится дольше задерживаться за уроками, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их общем и физическом здоровье. Снова замкнутый круг! Именно поэтому во время учебы в школе, на которое приходится период активного формирования организма, хроническая заболеваемость детей возрастает в несколько раз, а среди выпускников практически не остается здоровых детей.

Что же делать?!

Другой смолчал и стал пред ним ходить

В каждом маленьком ребенке,

И мальчишке, и девчонке,

Есть по двести грамм

взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется, трах-

бабах!

И нет его!

А.Макаревич – Г.Остер

Из мультфильма «Осторожно, обезьянки», 1983

Ответ настолько очевиден, что в первый момент вызывает легкую оторопь: нужно разрешить детям двигаться в школе. Не только на физкультуре или во время переменок, но и прямо на уроках. Оказывается, дети могут вставать и ходить, не нарушая при этом святая святых – учебный процесс. Каким образом, спрашиваете? При помощи открытых образовательных технологий.

Вот только пара примеров.

«Зигзаг» – одна из стратегий взаимообучения, применяемая в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эта стратегия применяется во время работы с текстами большого объема, когда каждый ученик получает для индивидуального изучения только один фрагмент, а весь материал целиком усваивается при помощи специальной организации работы учебных групп переменного состава. Собственно, название как раз и связано с траекторией движения учащихся по классу: туда и обратно.

Сначала все ученики делятся на домашние группы, численность которых зависит от количества фрагментов изучаемого текста, например, материал расположен на четырех страницах, тогда каждый ученик получает по одной странице, и в группе оказываются четыре человека с уникальными фрагментами, составляющими в совокупности изучаемый текст целиком. Каждая домашняя команда обустраивает рабочее место – ребята сдвигают столы и переставляют стулья с тем, чтобы всем было удобно и каждый видел и слышал всех остальных участников группы. Затем в течение некоторого времени все читают собственные фрагменты, стараясь разобраться в них индивидуально (обратите внимание, в этот момент каждый ученик располагается там, где ему удобно, и может читать, например, стоя у окна), после чего происходит первое перемещение – «Зиг». Ученики покидают свои рабочие места и отправляются на поиски читателей с тем же фрагментом. Так формируются экспертные группы, всем читателям в которой достались идентичные отрывки текста.

Собравшись вместе, эксперты оборудуют новое рабочее место или могут воспользоваться опустевшим столом одной из домашних групп. При обсуждении особое внимание уделяется сложностям и затруднениям, возникшим при индивидуальном чтении. Когда все эксперты в достаточной степени разобрались с материалом, они переходят ко второй части – готовят сообщение по прочитанному и проанализированному тексту для своих компаньонов по домашней группе, которые этого фрагмента не читали. Совместными усилиями в тексте выделяются ключевые слова, главные мысли, составляется подробный план пересказа, придумываются специальные приемы объяснений и вопросы для проверки усвоения, после чего эксперты отправляются в домашние группы – перемещение «Заг». Вернувшись, ученики стараются донести содержание своего отрывка до окружающих так, чтобы те поняли. Важно, что оценивается не каждый ребенок, а вся группа, поэтому в наилучшем усвоении материала заинтересованы все.

Стратегия работает особенно эффективно, когда количество групп совпадает с количеством отрывков текста, например, четыре фрагмента легко разделить на 16 человек, которые образуют четыре домашние группы, в каждой по четыре ребенка, изучающих по одной страничке.

Прием «Водоворот» тоже используется для работы в группах и представляет собой последовательное выполнение задания в определенный отрезок времени. «Сидячий» вариант предполагает передачу листка с заданием от одной группы другой по сигналу учителя. Но для повышения двигательной активности на уроке гораздо лучше подойдет «ходячая» модификация. Чистые листы крупного формата вывешиваются в классе по кругу. Каждая группа, вооружившись маркером определенного цвета, отправляется выполнять свое задание, стараясь уложиться до сигнала, после которого все группы должны переместиться к следующему заданию. По завершении круга на листах должны быть записи всех групп, это можно проверить по цветам их маркеров. Это упражнение в отличие от предыдущего, рассчитанного на весь урок, занимает 5-10 минут, но при этом дети будут активны, что поможет решить педагогические и медицинские задачи.

Хвалили все ответ замысловатый

Пусть на плечи ложатся заботы,

Но тебе ли о них унывать?

С понедельника и до субботы

Будешь знания ты добывать.

В.Шаинский – Ю.Энтин

Из кинофильма «Утро без отметок», 1983

У каждой медали есть две стороны. И выигрывая в одном, неизбежно проиграешь в другом. Сциллой и Харибдой на этом здоровьесберегающем пути встают Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН) 2.4.2.1178-02 и… недостаточная готовность к инновациям.

Начнем с СанПиНов. В п.2.3.11. указывается расчетный норматив площади учебных кабинетов: при фронтальных формах занятий на каждого учащегося должно приходиться 2,5 м2, а при групповых формах работы и индивидуальных занятиях – 3,5 м2. Следовательно, для нормальных перемещений классу с наполняемостью 25 человек нужны помещения около 90 м2, и это весьма острая проблема, потому что, согласно данным официальной статистики Роспотребнадзора, на одного учащегося пока в среднем приходится только 2,8 м2 учебной площади.

В то же время другая проблема – расположение столов – легко разрешима, поскольку согласно п.2.4.1. ученические столы могут быть как привычными двухместными, так и одноместными и даже длинноразмерными (например, в лабораториях); и расставлять их не обязательно в три ряда, допустимы варианты расстановки в два ряда, в один ряд и блоками.

Гораздо страшнее неготовность к переменам в обществе в целом и в образовательной среде в частности. Для родителей критерий успешности обучения – отметки, для образовательных учреждений особо значимы результаты ЕГЭ, а декларируемое на словах «сохранение здоровья» по-прежнему остается бедной падчерицей образования. Станет ли Золушка принцессой, во многом зависит от наших совместных усилий.

Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте