search
main
0

Не бойтесь собаки на сене, или Как учителю-предметнику использовать компьютер

ЭВМ все шире внедряется в практику преподавания школьных дисциплин. Сказав эту дежурную фразу, ловлю себя на мысли, что лукавлю. Да, внедряется, но очень медленно. При таких темпах только через 20-30 лет молодые учителя получат доступ к компьютерным технологиям. За это время они успеют состариться. Дети имеют все больше возможностей пользоваться информацией вне школы. А сама школа застыла на месте.

В чем же причина? По моему мнению, причина в том, что вся мощная техника отдана на откуп людям, которым в принципе невыгодно внедрять технологии в практику преподавания. Не в обиду будет сказано учителям информатики, многие из них ведут себя как собаки на сене. И сами не используют технику в полную силу, и другим не дают.
Вместо того чтобы считать свою дисциплину прикладной, обслуживающей основные предметы обучения, они обособились и изучают компьютер ради самого компьютера.
Много ли преподавателей-предметников могут похвастать тем, что применяли на своих уроках компьютерные технологии? Если найдется по России 2-3 процента от общего числа, то и это прекрасно. А уж если сам преподаватель информатики предлагает преподавателю-предметнику свои услуги – это вообще из области фантастики.
И когда некоторые из них все-таки предлагают учителям-предметникам проводить занятия с применением компьютерных технологий, то и здесь не обходится без лукавства. Они предлагают проводить занятия в локальных сетях компьютерных классов. Но чтобы обеспечить всем учителям доступ к компьютерам, потребуется не менее 15 компьютерных классов. А это опять же 15 специалистов-заведующих, которые будут присутствовать на занятии. Но зачем мне, учителю, на уроке посторонние? Хотя те же 15 компьютеров в школе могут позволить всем учителям преподавать с применением высоких технологий.
Чтобы учителю, не преподавателю информатики, провести хотя бы одно занятие в компьютерном классе, надо преодолеть огромное количество трудностей. Требуется согласовать расписание занятий с администрацией, заинтересовать преподавателя информатики или лаборанта в проведении занятий. Сама работа в локальной сети компьютерного класса достаточно сложна и требует присутствия специалиста. Возникают сложности с оплатой труда… Использование компьютерных технологий преподавателем-предметником не приносит радости и облегчения в работе.
Но есть и другой способ использования компьютерных технологий в преподавании. Созданный и используемый в нашем лицее универсальный компьютерный образовательный комплекс учителя на базе одного персонального компьютера позволяет сделать труд педагога не только более производительным, но и увлекательным. А также значительно облегчает работу. Сами компьютерные технологии становятся доступными всем учителям.
Универсальность образовательного комплекса проявляется в том, что занятия можно проводить в любой возрастной группе и по любому предмету.
Практическое применение ЭВМ в составе комплекса позволило:
– увеличить (на порядок) объем визуальной информации, демонстрировать видеофрагменты из фильмов, мультипликацию, аудиоинформацию;
– обучить работе с комплексом учителей, не имеющих специальных знаний в информационных технологиях. Программное обеспечение учитель изготовляет сам уже через неделю обучения;
– применять на уроке только необходимую именно для данной темы информацию и в нужном объеме;
– заменить все существующие технические средства обучения;
– находить и готовить к демонстрации учебный материал не более чем за 10 секунд;
– значительно облегчить труд преподавателя.
А самое главное – охватить в учебном процессе школьников.
В чем же суть этого метода?
К компьютеру через видеокарту подключаются дополнительные мониторы или телевизоры с большим экраном.
К компьютеру также подключаются микрофон и усилитель аудио- сигналов с выходом на 50-ваттные звуковые колонки.
Это оборудование позволяет выводить на экраны телевизоров текст любого шрифта, аудиоинформацию, видеоизображение, мультипликацию, усиливать голос.
Практически не тратится время для написания на школьной доске названия темы, цели и задачи урока, так как все это готовится учителем заранее. Выводимый на экран текст идеален для восприятия.
Предлагается также ввести:
Электронный дневник
В программе Word готовится электронный дневник на каждого школьника. Он представляет собой файл с фотографией учащегося и его текущими оценками. Обычно ученики слабо представляют, какие текущие оценки имеют по предмету. При устном ответе ученика на экран выводится его фото с текущими оценками. Это позволяет ученику прогнозировать свою четвертную или полугодовую оценку. Дополнительного времени для объявления оценок на уроке не требуется. Конечно, это не влияет на качество преподавания, но создает ту атмосферу доверительности между учеником и учителем, из которой складываются авторитет преподавателя и положительный эмоциональный фон.
Электронные газеты
Они позволяют в автоматическом режиме доводить до школьников текстовую и видеоинформацию при объяснении учителем нового материала или во время перерыва в занятиях (поздравление с днем рождения, с победой в конкурсах и т.д.). Также программа “Макет” позволяет проводить индивидуальный опрос учеников без участия учителя, что в свою очередь высвобождает время для индивидуальной работы.
Здесь целесообразно использование презентаций в программном продукте Power Point.
Таймер
Полезен при проведении контрольных работ, опросов. При запуске программы на экране крупным шрифтом идет отсчет времени в обратном порядке. Для этого достаточно дважды щелкнуть мышкой по пиктограмме часов и выставить время, необходимое для контрольной работы.
Часы
Программа “Часы” позволяет крупным шрифтом выводить на экран текущее время. Для этого достаточно дважды щелкнуть мышкой по пиктограмме часов.
Применение в практике преподавания универсального компьютерного образовательного комплекса учителя открывает необозримые просторы для сотворчества ученика и учителя.
Способы взаимотворчества:
– создание совместных обучающих программ.
Прикладные программы настолько просты в изготовлении, что их могут создавать не только учителя после 10-часовых курсов, но и все ученики. Причем учебные программы могут создавать не только дети, знающие основы программирования на языках высокого уровня, но и все школьники, имеющие знания пользователей. Так, из 1,5 Гб информации в моих учебных программах 650 Мб созданы руками учеников;
– простота создания учебных программ позволяет даже на уроке вносить в них лучшие ответы ребят и использовать в качестве учебного материала уже на следующем занятии. Так, на первом уроке один из учеников делает наиболее удачный вывод по какому-либо вопросу. Его ответ записывается в аудиофайл и на фоне фотографии ученика используется уже на следующем уроке.
Открываются новые возможности для использования рефератов. Как часто мы лукавим, утверждая полезность написания учениками исследовательских работ. Современные технологии позволяют ученикам скачивать рефераты из интернета, с лазерных дисков и, не утруждая себя их чтением, сдавать учителю (один только лазерный диск имеет около 50000 готовых рефератов по всем школьным темам). Такие рефераты годами потом пылятся в подсобных помещениях классов.
У меня рефераты ученики изготавливают в электронном виде, блоками, которые сразу же вставляются в демонстрационные учебные программы. При использовании обязательно подчеркивается авторство ученика.
Применение комплекса способствует использованию многих творческих способностей учеников. Они создают песенные фрагменты, которые я использую на занятиях, пишут стихи. Некоторые ребята создают графические наглядные пособия, которые затем сканируются. Эти файлы с пометкой авторства ученика используются мною на уроке.
В нашем лицее создан виртуальный исторический музей школы. Наряду с историческим формуляром широко представлен и текущий процесс. Виртуальный музей содержит около 4 тыс. фотографий. В него входят виды города (около 150 фото, собранных ребятами), около 100 видов округа.
Особенно любим школьниками раздел “Кто есть кто в лицее N 1”, в нем подразделы “Отличники”, “Победители олимпиад”, “Выдающиеся спортсмены школы”. Популярен и подраздел “Артисты школы”.
В раздел “Художники школы” могут быть занесены все желающие, которые считают, что своим творчеством они выражают какую-либо оригинальную мысль. Некоторые рисунки с разрешения автора используются мною в учебных целях.
Применение ЭВМ открывает неограниченные возможности для передачи передового опыта работы лучших учителей. Практически при доведении учебных программ до идеальных роль учителя можно свести до роли оператора. А это значит, что любой педагог может на своем занятии повторить урок учителя-новатора, учителя-методиста и т.д.
Владимир ЛУКЬЯНЦЕВ,
преподаватель лицея N 1
Сургут,
Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте