search
main
0

«Не бей меня, мама, мишка все видит!». Насилие – общемировая проблема

Насилие настигает нас всюду. Им активно потчует телевидение, современные литературные опусы редко обходятся без сцен унизительных и оскорбительных, мы сами часто становимся очевидцами, а то и участниками хамского поведения на улице, в транспорте, дома. Волна насилия не обходит стороной ни мегаполисы, ни забытые Богом провинциальные уголки. Самым распространенным становится домашнее насилие. Более 4 миллионов выездов в год совершают милиционеры к дебоширам для установления порядка и принятия административных мер.

Родители избивают своих отпрысков, особенно этому подвержены дети 6-7 лет (по данным Института Сербского, они составляют 60-70% поступивших к ним после побоев родителей). В 1999 году по сравнению с 1995-м в 1,7 раза увеличилось умерщвление грудных младенцев матерями. Из отчета национальной конференции «Насилие в семье, насилие в обществе» (Москва, 1997 год) явствует, что ежегодно около 14 тысяч женщин погибают от руки мужа, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством и более 50 тысяч детей убегают из дома, не выдерживая жестокого отношения к себе. Женщины и дети составляют более 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье.

Сложная экономическая обстановка усиливает напряжение в семье не только между мужем и женой. Все чаще в воспитательных целях родители применяют к детям различные наказания: порки, пощечины, пинки, тычки за непослушание, плохие отметки. «Сейчас получишь!» – повседневный лексикон семьи. В среду насилия все глубже погружаются не только семьи группы риска, но и вполне благополучные, где битье детей становится нормой, оправданной долгом воспитания. Вот высказывания детей 8-11 лет о том, что такое насилие в семье: это когда тебя родители бьют за что угодно; это когда тебя бьют чем попало – ремнем, ногами; это когда на тебя кричат, таскают за волосы и бьют, бьют; это когда тебя бьют по лицу; это когда тебя бьют так, чтобы пошла кровь, и, если ты плачешь, бьют еще сильнее; это когда хочется умереть от боли и обиды за то, что тебя не любят родители; это когда тебя обзывают, бьют за все, что бы ты ни сделал; это когда говорят, что ты недостоин жить.

Но самое страшное, что, зная о фактах жестокого обращения с детьми в семье, детских учреждениях, педагоги, медицинские работники часто проявляют полное равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.

Совсем другую задачу ставит перед собой педагогический коллектив александринской женской гимназии № 628 Санкт-Петербурга, где с 1998 года разработана программа собственной безопасности девочек.

– Проблема насилия – общемировая, – говорит директор гимназии кандидат педагогических наук Елена Михайловна Тихомирова. – Есть такая дата – 25 ноября. Каждый год в этот день во всем мире женские общественные организации проводят акции против насилия. В Лондоне на Трафальгарской площади женщины 25 ноября свистят в свистки, символически нарушая тишину, царящую вокруг проблемы домашнего насилия. Сама дата хранит память о том, как в 1960 году в Доминиканской республике были зверски убиты три сестры Мирабаль – активистки политической оппозиции во время диктатуры Труджильо. В 1999 году ООН признала 25 ноября Международным днем по искоренению насилия, а с 1992 года во многих странах проходит акция «16 дней против насилия».

У нас в гимназии эта акция идет уже в течение 6 лет. Она включает в себя серию уроков, семинаров, тренингов, лекций специалистов из кризисных центров и состоит из нескольких блоков: диагностического (выявление детей, подвергавшихся насилию со стороны взрослых или сверстников), информационного (знания учеников, родителей, учителей о видах, причинах, ситуациях насилия) и блока «освобождение» (формирование отношения к проблеме, повышение самооценки, попытка найти выход из кризиса). Одна из тем, которые мы затрагиваем, – проблема насилия в семье, когда дети могут быть предметом насилия со стороны родителей. Поскольку у нас обучаются девочки, то здесь не исключена проблема жестокого отношения со стороны отчимов или сожителей матерей (данные международной статистики: до 60% девочек лишаются невинности вследствие насильственных действий со стороны мужчин такого статуса). Вторая проблема, с которой мы знакомим девочек, – траффик (торговля людьми – переправка за границу для проституции). Например, 80% петербургских девушек желают выйти замуж за иностранца или уехать работать за границу, и каждая пятая из выезжающих попадает в международную сеть торговцев людьми. Наша задача – дать девочкам информацию, проанализировать различные ситуации и выходы из них. Опять же с помощью тренингов, уроков, видеофильмов. Мы ищем те моменты, обратив на которые внимание раньше можно было бы избежать кризисной ситуации.

– С какого класса начинаются подобные занятия?

– С седьмого. На разном возрастном уровне поднимаем разные проблемы. Например, в старших классах знакомим с правовыми аспектами, с выработкой правил, что необходимо соблюдать, дабы не оказаться в сложной ситуации. В прошлом году в рамках темы «Не бей меня, мама, мишка все видит!» девочки рисовали плакаты, тем самым выражая свое отношение к насилию взрослых над детьми. Были волнующие работы.

– То есть вы по ним ощутили, насколько близка проблема детям?

– Очень близка. В этом году мы тему обозначили так: «Спасите мою маму». Дело в том, что ребенку тяжелее всего пережить насилие в отношении близких. Американцы в ходе исследований вывели следующую закономерность: если ребенок подвергался насилию, то последнее, как модель собственного поведения, он во взрослой жизни, как правило, отвергает. Но если ребенок наблюдал насилие по отношению к своим близким, эту модель он принимает как допустимость, как модель взрослого поведения, и, создав свою семью, 90% детей потом применяют ее на практике. По этой теме у нас был потрясающий рисунок одной ученицы. В карандаше. На первом плане – девочка. Единственное цветовое пятно – ярко-голубые глаза. У ребенка связаны руки. А на заднем плане – родители в состоянии ссоры, конфликта. В этом изображении – все. Это – внутреннее ощущение маленького человека, который страдает от своего бессилия, от невозможности помочь, разрешить драматическую ситуацию. Человек, не переживший такого сам, не сможет передать ощущение вам.

– Елена Михайловна, насколько эффективны эти уроки, лекции, тренинги?

– Понимаете, нам важно помочь ребенку. Важно, чтобы он понял: проблема существует. На уровне города, страны, мира. Он – не один. Нельзя все относить на свой счет, нельзя во всем винить себя одного. Самое горькое, что ребенок считает, что все дело в нем, если его обижают, значит, он – плохой. В ходе дискуссий, тренингов, обсуждений он может услышать различные точки зрения, различные способы выхода из ситуации. Даже впрямую не обговаривая произошедшее, он может найти ответ на мучающий вопрос.

– Я знаю, что в рамках акции «16 дней против насилия» вы читаете лекции учителям.

– Это необходимо, потому что педагоги – члены собственной семьи. Иногда в зале я замечаю женщин, переживающих эту проблему. У нас в обществе насилие соотносится с двумя вещами: рукоприкладством и изнасилованием, но у него многообразие форм! Это и психологическое давление, и экономическая зависимость, и шантаж и т.д. Взрослым людям важно показать многосторонность проблемы и пути ее решения. Если учителя примут, осознают это, то и к детям у них отношение изменится. Возможно, многие из них увидят, насколько иногда важно поддержать маленького человека. Такие беседы мы проводим и для родителей.

Увы, проблемой насилия занимаются сейчас только кризисные центры, а ее надо поднимать на уровень властных структур. Нужно искать механизмы защиты женщины и ребенка. И мужчины, кстати, тоже. Унизительное положение экономически не состоявшегося человека – это тоже одна из форм насилия. Необходимо создание целой сети кризисных центров, программы поддержки людей, подвергавшихся насилию. А в глобальном смысле нужно выводить институт семьи из кризисного положения. Семья нуждается в государственной опеке. Если в СССР государство осуществляло поддержку детоцентристской семьи, где взрослые придают большое значение благополучию детей и прилагают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в интересах детей, то сегодня значительная доля поддержки из государственных ресурсов идет на защиту так называемого социального сиротства. В результате ребенок как смыслообразующий элемент жизнедеятельности семьи стал конкурировать с ценностями статуса, выбора, стиля жизни, профессиональной и личной самореализации. В итоге мы имеем все вытекающие отсюда плачевные социальные последствия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте