search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Назад в шестидесятые. На фестивале «Литература и кино» отметили юбилей «оттепели»

Жители Берлина и Венеции, наверняка, очень гордятся своими кинофестивалями. Но все же не так, как жители Гатчины – своим. Потому что фестивалей, пусть даже и самых именитых, класса А, в мире несколько, а фестиваль экранизаций «Литература и кино» – один единственный. И это сюда, в маленькую уютную Гатчину, приезжают именитые писатели и режиссеры, привозят свои новые фильмы и книги, искренне интересуясь мнениями и оценками местного зрителя и читателя. Потому что за семнадцать лет существования фестиваля гатчинцы доказали: их вкусу и суждениям можно доверять.

Так повелось, что каждый год «Литература и кино» выбирает для себя основной мотив, некую генеральную линию, вокруг которой закручивается вся фестивальная жизнь. Прошлой весной это был год Франции в России, на этот раз – полувековой юбилей культурного взрыва под названием «оттепель». Духом светлой юношеской веры в то, что самое страшное позади, а впереди лишь свобода и новая прекрасная жизнь, полная любви и полета, пронизана вся внеконкурсная программа, посвященная романтикам шестидесятых. По фойе кинотеатра «Победа» перед торжественной церемонией открытия прогуливаются барышни в разноцветных юбках солнце-клеш с яркими атласными лентами в трогательных «бабеттах». На открытие своей персональной художественной выставки приезжает единственный «официальный» шестидесятник Ленинграда, поэт и драматург Виктор Соснора. Почетный гость первых дней фестиваля – бард Александр Городницкий, чьи атланты, уже давно без ссылки на автора, по-прежнему «держат небо на каменных руках». В малом зале один за другим – лучшие фильмы 60-х. Детские, взрослые, переполненные через край воздухом и надеждой:  «До свидания, мальчики», «Мой младший брат» по Василию Аксенову, «Дикая собака Динго», «Приключения Кроша» – поклон еще одному юбиляру этого года, писателю Анатолию Рыбакову. Дополняет и ширит тему юной «оттепели» специальная программа «Семь нот в тишине», посвященная восьмидесятилетию композитора Микаэла Таривердиева. И музыковеды, и кинокритики сходятся в одном: тихие мелодии Таривердиева, подобно сокрушительной бомбе, перевернули когда-то все представления о музыке в кино, осветили экран изнутри, смыли с него маршевую бравурность, подчеркнув неповторимость жизни и настроения каждого конкретного человека. Он ли шел за режиссерами нового поколения или они тянулись к нему подчас безотчетно – сегодня это уже неважно. Таривердиева, человека, непростого и неоднозначного, уже давно нет, а художник, противопоставивший толпе интимный внутренний мир личности, навсегда остался со своим зрителем и слушателем.

О героях «оттепели», заложивших фундамент современного кинематографа, о связях между большой литературой и большим кино, говорили и на «круглом столе» «Экранизации 60-х: от переделок к подражаниям». Вспомнили, что когда закончилось сталинское малокартинье, именно литература стала толчком, отправной точкой в возрождении национального кинематографа. «Кортик», «Два капитана», «Дон Кихот», «Поднятая целина», «Республика Шкид», «Двадцать дней без войны» – весь этот теперь уже бесценный фонд нашего экрана, собиравший миллионы зрителей по всему Союзу, был родом из книг. Почему же сегодня, когда многие координаты совпадают – тот же кризис идей, та же нехватка оригинальных сюжетов, собственное малокартинье 90-х – нам не удается воссоздать этот прорыв? Почему за Золотым веком не наступает столь ожидаемый век Серебряный? Почему, по словам Александра Городницкого, замены шестидесятникам нет и не предвидится? Одна из версий – очевидная и печальная: на смену романтикам и борцам с обывателями пришли сами обыватели, «променявшие дух на десять сортов колбасы». Массовый зритель не хочет думать. Он хочет развлекаться. Интеллектуальное, бередящее кино не востребовано. А нет спроса – к чему предложения? При этом глубокая литература пишется и сегодня, да и классика все еще с нами. Но художник, и за этим «круглым столом» таковых большинство, выбирая столь непростой материал, заранее соглашается с тем, что его картину не увидят нигде, кроме нескольких фестивалей, в лучшем случае она пройдет «вторым экраном» в нескольких кинотеатрах страны, а в финале благополучно ляжет на полку. И, возможно, уже навсегда. И это хорошо еще, если какой-нибудь пират-интеллектуал, наплевав, естественно, на все законы об авторском праве, выложит такую картину в интернет на всеобщее обозрение. Этим путем, кстати, частенько пользуются документалисты и мультипликаторы, у которых иной дороги к зрителю сегодня вообще нет.

Пока творцы, плавно перейдя от философских размышлений об «оттепели» к насущным проблемам современности, размышляют, что делать и, кто виноват, зритель, не упускает счастливого шанса посмотреть их кино. В этом году в программе фестиваля три конкурса – анимационный, документальный и игровой. Мультфильмам впервые, «как взрослым», подарена отдельная номинация и свое жюри под руководством режиссера и художника Анатолия Солина, автора знаменитых «Приключений Мюнхгаузена» и истории про поросенка Фунтика. Первое место по числу обращений мультипликаторов к его произведениям продолжает удерживать доктор Чехов. О том, как воспринимают Антона Павловича современные тинейджеры, и, как его лучше им преподносить, –  мультфильм «Человек в пенсне» Павла Сухих. Будет время, поищите в сети «Сын прокурора спасает короля» Оксаны Холодовой. Успеете и поплакать, и посмеяться, и оценить тонкую воздушную графику  – и все за восемь минут. Не оставлены без внимания также Саша Черный, Алексей Толстой, Михаил Пришвин. Режиссер Мария Муат привезла в Гатчину свою новую «Метель» по Пушкину. А совсем еще молодой художник Валерий Кожин и вовсе заново открыл миру «русского Кафку»,  писателя Сигизмунда Кржижановского, сняв коротенький и необычайно стильный «ужастик» о том, как измученный квартирным вопросом товарищ Сутулов решил «вырастить» собственную комнату. Несмотря на присутствие в программе полнометражной картины «Гадкий утенок» мэтра отечественной анимации Гарри Бардина, главный свой приз мультипликаторы отдали «Хармониуму» Дмитрия Лазарева, феерическому киновоплощению абсурдистского и непостигаемого мира Даниила Хармса.

Переполнен зал и на показах документального кино. Лучшим неигровым фильмом жюри во главе с режиссером Сергеем Карандашовым признало «Читая «Чевенгур» Владимира Герчикова, еще одну попытку разгадать тайну романа Андрея Платонова. Действительно ли Платонов создал антиутопию, или мир его героев – все же слепок с действительности, с конкретных мест, людей и событий, не игра воображения, но тщательно записанная хроника? Среди героев неигровой программы и Валентин Распутин, и Виктор Астафьев, и Иосиф Бродский, и Анатолий Рыбаков, чьи богатые биографии и философские воззрения для режиссеров, как шоколад для детей: чем больше ешь, тем больше хочется добавки. Но встречались и картины с оригинальными, ранее никем не тронутыми сюжетами: «Игры по-взрослому» Марии Раздорской – невидимый постороннему глазу карнавал и розыгрыш, в котором протекала жизнь свободолюбивых писателей и художников, авторов журнала «Мурзилка». Или «Возвращение Маргариты Барской» Марины Малаховой – история яркой жизни и трагической смерти первого советского детского кинорежиссера, учиться к которой приезжали из Голливуда.

Самых больших сюрпризов и неожиданных поворотов сюжета ждали, конечно же, от игрового конкурса. В самом начале председатель жюри, режиссер Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса», «Зимняя вишня», «Пиковая дама») признался в любви к гатчинскому фестивалю, назвав его одним из немногих сохранившихся «оазисов мысли и чувства», где в зрительном зале не едят попкорн, а смотрят кино, пытаясь разобраться в движениях собственной души. По решению судей,  актрисы Аллы Демидовой, писателя Павла Басинского, композитора и продюсера Андрея Сигле и оператора Валерия Мартынова, «Гранатовый браслет», Гран-при XVII российского фестиваля экранизаций «Литература и кино», отправился в Белоруссию вслед за режиссером Александром Колбышевым, автором поствоенной драмы «Волки».  Крепко сбитая, жесткая, лишенная каких бы то ни было сантиментов история о том, как любовь, замешанная на слабости, вступив в реакцию с бесчеловечной системой, может скосить, а точнее – изгрызть вокруг все живое, рассказана внятно, по-армейски четко. Возможно, ей не хватает некой изобразительной изысканности, но столь безжалостны поднятые вопросы, что тут не до художеств. У себя на родине «Волки» считаются серьезным качественным кинематографическим прорывом, хотя тема войны и репрессий белорусов никак не отпускает. Увы, церемонию награждения «Волков» омрачила новость: буквально несколько дней не дожил до этой победы автор повести «Волки» и соавтор сценария Александр Чекменев…

Приз за лучшую режиссуру получил Юрий Фетинг, ученик Алексея Германа, автор черно-белой притчи «Бибинур», сделанной при значительной финансовой поддержке правительства Татарстана. О последнем обстоятельстве нельзя не упомянуть, чтобы снять с режиссера возможные обвинения в излишней апологии ислама. К сожалению, это тот случай, когда, кто платит, тот и заказывает музыку. Будь режиссер независим от продиктованной сверху идеологии и реши взяться за тот же материал, наверняка, вышла бы просто светлая и печальная картина о человеке, остающемся человеком до последнего вздоха. Точнее, о безропотном ангеле, непонятно как затерявшемся в душе хрупкой татарской старушки.

Лучшей женской ролью была признана работа Елизаветы Боярской в фильме «Не скажу». Приз за лучшую мужскую роль у Андрея Ташкова в «Трех женщинах Достоевского». Выбор, не вызвавший бы никаких вопросов, если бы не было в программе «Иванова» с Алексеем Серебряковым и «Господ Головлевых» с Денисом Сухановым. Две мощнейшие работы, переворачивающие и самих актеров, и наблюдающего за ними зрителя, точнейшее попадание, случающееся, возможно, лишь раз в жизни. Иванова в исполнении Серебрякова и ненавидишь, и жалеешь, и любишь, и презираешь, и все это в единое мгновение. Иудушке Головлеву, воссозданному на экране артистом театра «Сатирикон» Денисом Сухановым, ужаснулся бы сам Салтыков-Щедрин. Он не просто ужасен, но велик и прекрасен в своей мерзости, на него идешь, как на огонь, рад бы остановиться, да невозможно. И недостатки самих картин, которых, к счастью, все равно меньше, чем достоинств, не имеют никакого отношения к той непередаваемой энергии, которой артистам удалось наполнить экран.

В будущем году «Литература и кино» отметит свое совершеннолетие. Новые экранизации, новая пища для ума, новые переживания. И никакого попкорна!

Фото Бориса КРЕМЕРА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте