Эволюция и расширение спектра технологических инструментов стали одними из наиболее многообещающих аспектов изменений и достижений, с которыми сталкивается сегодняшнее общество, влияя на очень быстрые изменения в повседневной жизни людей, особенно молодого поколения. Этот аспект делает необходимым оценку того, как ИКТ были включены в практику преподавания как способ преобразования учебно-воспитательного процесса студентов в современных мегаполисах.
Исследованию теоретико-методологических основ компьютеризации и автоматизации систем управления образовательным учреждением посвящены работы С.Д.Белушкина, Е.Н.Каракозовой, Д.Ш.Матроса, Н.Н.Мельниковой, Н.В.Новожиловой, Ф.И.Перегудова, В.Н.Соловьева, С.В.Швецовой и других.
С методологической точки зрения установление актуальности источников и репрезентативность выборки – два фундаментальных аспекта. Таким образом, с учетом характеристики этого исследования систематический обзор литературы по исследованиям, посвященным использованию ИКТ в образовании для устойчивого развития, осуществляется с использованием самых престижных научных баз данных.
Что касается типа методологии, применяемой при оценке влияния информационно-коммуникационных технологий в образовании на достижение параметров устойчивого развития мегаполисов, то в большинстве современных работ используется качественный подход (42,11%), за которым следуют те, которые используют смешанную (31,58%) или количественную методологию (26,32%).
Что касается типа информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании для устойчивого развития, то мы находим, что мобильное обучение (36,84%) и электронное обучение (15,79%) в основном применяются в образовательных центрах.
Эти типы технологических инструментов способствуют устойчивому развитию, одновременно стимулируя приобретение знаний и обучение студентов (36,84%), улучшению управления временем и темп обучения (26,32%), повышению мотивации и интереса обучающихся (21,05%) или уменьшению различий между людьми (15,79%).
На рисунке представлены основные типы информационно-коммуникационных технологий, которые применяются в образовании в современных мегаполисах.
Как следует из анализа данных, приведенных на рисунке, основу современных информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовательном процессе в мегаполисах, составляют технологии, связанные с мобильным и электронным обучением (38% и 18% соответственно). Это связано с низкой стоимостью указанных технологий, что позволяет использовать их всем, и их способностью обеспечивать мгновенный доступ к информации в любое время и в любом месте. Еще одной из основных стратегий, используемых в образовании в современных мегаполисах, является, как уже отмечалось, электронное обучение с созданием интерактивной и доступной среды обучения, которая может быть доступна большинству населения в любое время. Эти два типа обучения преобладают по сравнению с другими, потому что они могут обеспечить всеобъемлющее обучение без ограничения пространством и временем.
Обсуждение результатов
Установленные факты наряду с остальными появляющимися технологиями привели к достижению цели, установленной ЮНЕСКО для устойчивого развития. Эти практики направлены на обеспечение качественного образования, способствующего сокращению неравенства. Наконец, следует отметить, что исследования в этой области следует продолжать, поскольку интеграция ИКТ в общество имеет важное значение, указывая на четкую взаимосвязь между улучшением качества жизни и технологиями.
Хотя многое еще предстоит сделать, это исследование показывает, как темпы преобразования в дидактических моделях в классе увеличиваются в основном потому, что учителя знают об огромном значении этих инструментов в образовании для содействия обучению учащихся, их мотивации.
Стратегии развития и использования инструментов дистанционной поддержки
Здесь решаются следующие задачи:
– разработка концепции Центра дистанционной поддержки как элемента образовательного пространства мегаполиса;
– определение механизмов внедрения и распространения новых моделей, методов, форм и технологий обучения (преимущественно электронное и дистанционное образование: видеолекции, вебинары, онлайн-конференции) в рамках программ дополнительного профессионального образования.
Теоретическим предпосылкам к созданию эффективной системы управления и повышению качества образовательного процесса, а также вопросам информационного обеспечения образовательных учреждений посвятили свои работы В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, И.А.Зимняя, М.М.Поташник, А.И.Субетто, Н.А.Селезнева, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Т.К.Чекмарева, М.А.Сергеева и другие.
Методами исследования в данных работах явились теоретический анализ психолого-педагогических, социологических, экономических публикаций, посвященных рассматриваемой проблеме; анализ практики курсов дистанционного сопровождения в России и за рубежом; опрос, тестирование пользователей существующих курсов; анализ мнений экспертов и оценок качества онлайн-обучения.
Основным результатом исследования являются разработка механизма работы Центра профессиональной адаптации учителей, исполнительские, систематические диагностические и просветительские мероприятия.
Охарактеризован разработанный курс как инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса, обладающий всеми основными свойствами такого ресурса. Это: 1) обратная связь; 2) возможность хранить информацию об учебном процессе (промежуточных этапах) в учебном комплексе; 3) возможность корректировать обучение преподавателем на основе полученных данных в процессе обучения; 4) гибкость системы (реакция на действия студента).
Устройство портала (сайта) дистанционного образования универсально, он имеет древовидную архитектуру, обеспечивающую возможность свободного перехода как с главной страницы сайта, так и с любой другой страницы на нужные раздел, подраздел, страницу ресурса. Главная страница портала (сайта) как наиболее содержательная относится к первому уровню системной иерархии и включает в себя стандартный набор категорий и опций. Второй уровень состоит из подкатегорий, обеспечивающих навигацию пользователя по выбору целевой группы и типу запрашиваемой информации. На третьем уровне показаны новые подкатегории. На четвертом и пятом уровнях выделены наиболее часто встречающиеся подкатегории. Поскольку данный ресурс предоставляет справочную информацию, разработана система быстрых переходов на новостные страницы, в словари и справочники. Для оптимизации поиска возможно создание карты сайта в формате, понятном для поискового робота. Наличие такой карты позволяет быстро просматривать и индексировать все страницы ресурса.
Правильная структура сайта – залог его успеха и эффективности, однако наиболее значимым является, конечно же, содержательное наполнение ресурса, предполагающее выделение двух основных модулей: диагностического и образовательного. Формирование полноценного диагностического модуля позволяет: 1) выявить и оценить уровень предметных, психолого-педагогических компетенций учителей русских школ за рубежом; 2) разработать стратегию коррекции их профессиональных компетенций. Наполнение учебного модуля позволяет: 1) повысить уровень профессиональных компетенций педагогов; 2) за счет онлайн-формата обеспечить доступ к актуальным методическим знаниям для большинства учителей-русистов; 3) ознакомить их с возможностями использования российских интернет-ресурсов в сфере обучения иностранным языкам. Полагаем, что разработанная программа повышения квалификации, а также методические материалы, услуги для преподавателей РКИ и иностранных граждан могут найти широкое применение в системе российского дополнительного образования.
Повышение требований к качеству оказываемых образовательных услуг приводит к пересмотру традиционных подходов к дополнительной профессиональной подготовке. Очевидно, что бессистемность, излишняя утилитарность и недостаточная методическая свежесть программ, которые иногда предлагаются слушателям, не могут в достаточной мере повысить профессиональный уровень педагогов. Даже при больших объемах (72‑118 академических часов) программы повышения квалификации оказываются бесполезными, так как не учитывают многочисленные важные свойства, определяющие эффективность учебного процесса.
Проект создания центра предусматривает возможности использования образовательного ресурса в дальнейшей деятельности: популяризации российских образовательных программ, формировании положительного имиджа российской науки и российского образования. Кроме того, становится реальным включить данный ресурс в систему взаимодействия с учебными заведениями различных стран, что будет способствовать развитию среды для продвижения российских образовательных услуг на мировом рынке.
Арина ЮРКОВА, учитель школы №1018
Комментарии