Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наталья Яковлева, Омск: Учителя – даже не совсем люди, потому что на еду, сон и прочие человеческие потребности времени у них нет. Зато обязанностей – хоть отбавляй!.

Дата: 20 сентября 2011, 13:43
Автор:

\”Мне надоело бесплатно проверять дневники, мести территорию в свободное от уроков время. Надоело пересчитывать кучу обеденных денег, высчитывая все детские пропуски, и вносить свои кровные при недостачах за обеды. Надоело тратить личные деньги и время на покупку бумаги, заправку картриджей для принтера. Главное, надоело знать только свои обязанности и не пользоваться правами. А они есть у нас, права-то? Кроме права на труд? Надоело быть без вины виноватой за то, что тунеядцы учатся плохо, что не выполняют домашние задания, что падает успеваемость…

…Надоело нести ответственность за то, что дети дерутся, оскорбляют друг друга. Надоело выслушивать: «А почему это у моего … тройка по предмету? Это вы плохо работаете, не можете научить!» – плачет молодая учительница.

Пожилые не плачут – привыкли. В чем заключается работа учителя? Что именно он должен делать? Общих должностных обязанностей для всех педагогов страны нет. Точнее, они определены постановлениями еще Советского правительства, но  там обязанностей столько, что выполнить их не в силах человеческих.  Поэтому каждая школа сама определяет должностные обязанности своих педагогов в соответствии с уставом.  А также – просто потрясающе, но так говорится в  одном из постановлений –  «личными планами педагогического работника». Профессия учителя удивляет меня регулярно. Ну нет больше такой, как ни ищите,  в которой должностные обязанности лежат на совести работника. Что может заставить землекопа мыть окна? Или продавца – клеить коробки, если он не сошел с ума? Ну разве что отдельная плата. За участие  в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей,  изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе учитель не получает ни копейки. Это обычное дело. А надо еще к аттестации подготовиться –  учительские «звания» в отличие от военных, на всю жизнь не даются. Да еще отчетности масса – примерно 8 часов в неделю уходит на заполнение разного рода бумаг, большинство из которых не имеет никакого смысла.

Мне недавно жалуется учительница начальных классов: «Устала, много ксерокопировать приходится». Вот, думаю, нежные люди пошли. А оказывается, не пришли комплекты учебников для первого класса – выдали один на два класса. Поделили: одна взяла себе азбуку, другая – математику, и размножают каждый урок на всех малышей. А их 50! Без учебников как учить-то?  Бумагу уже сами покупают – неудобно все время с родителей трясти. Вы можете себе представить строителя, правдами и неправдами добывающего кирпич, чтобы не простаивать?

Я прочитала несколько школьных документов, посвященных должностным обязанностям педагогов. Можно определить некий минимум: учитель осуществляет работу по обучению и воспитанию детей,  обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, повышает свою профессиональную квалификацию¸ осуществляет связь с родителями, обеспечивает охрану жизни и здоровья учеников в период образовательного процесса. Подготовиться к урокам, проверить тетрадки – этого, конечно, никто писать не станет:  само собой разумеется. Про то, что учитель обязан быть столяром, маляром, дизайнером и уборщиком своего кабинета тоже нигде не указано. И никто не может заставить. Кроме совести. Иначе будут дети учиться в грязном, не отремонтированном помещении. Вы можете представить себе клерка, который организует коллег, друзей и родственников на ремонт офиса в то время, как начальству на это по большому счету наплевать?

Работа классного руководителя вообще никак не регламентируется.  Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и 50 часов в неделю! И если в городах репетиторство – обычное дело, то в сельских школах обычное дело – дополнительные занятия. Потому что с кого брать-то, с нищих? А детишек жалко. Моя мама, директор сельской школы, помню, однажды топала после работы километра три  на другой конец деревни в гости к техничке. Ей очень хотелось помочь Вальке, нерадивой мамаше троих детей, восстановиться в родительских правах. Это был первый Валькин трезвый день рождения, и обычным ее собутыльникам на нем делать было нечего. «А ведь человеку важно почувствовать себя нужным!» – оправдывалась мама, вернувшись за полночь по уши в грязи.  Вы можете представить себе хирурга, который на досуге навещает выписанного пациента, дабы поднять его дух? Нет, что ни говори, учителя – это совершенно уникальные существа. И, может быть, даже не совсем люди, потому что на еду, сон  и прочие человеческие потребности времени у них уже нет.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt