Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наталья Яковлева, Омск: Талант или бездарь? Школы искусств вводят конкурсный отбор детей.

Дата: 17 октября 2013, 15:14
Автор:

Хорошим педагогом допобразования теперь будет считаться не тот, который помогает ребенку развиваться, а тот, кто умеет правильно «отбирать» детей. А как же лозунги о том, что каждый ребенок талантлив и ему надо дать возможность попробовать себя?

Нынче в художественной школе нас с дочерью ждал удар. Неожиданно оказалось, что учиться рисовать ей, возможно, придется в другом месте. Точнее, на другом конце города. Дело в том, что школ искусств в практически полуторамиллионном Омске мало – 19 плюс 4 художественные. Ездить в них может не каждый ребенок и не каждая работающая мама: время, деньги. Зато есть масса детских, подростковых, молодежных клубов по месту жительства – более 150, организованные молодежным и социальными департаментами. В их обязанности тоже входит организация юношеского досуга, поэтому они бесплатно выделяют свои помещения для занятий искусством. Всем хорошо. Клубам – мероприятия: дети организуют выставки, концерты, ученикам – площадка для отработки навыков.

Но в порядок аттестации рабочих мест по условиям труда внесли очередные изменения – теперь аттестующие организации должны обследовать каждое рабочее место, где бы оно ни находилось и даже, если у трудящегося человека их десять. И хотя сам клуб – он ведь детский – давно обследовали и Россанэпиднадзор, и пожарные, аттестующие организации должны еще раз изучить тот кабинет, в котором трудится педагог. Придет на его место другой – изучат заново. Омская областная станция юных техников, например, всегда поддерживала энтузиастов-техников. Услышали про местного педагога – мастера на все руки, посовещались с районной станцией и организовали там кружок. Зарплаты у педагогов дополнительного образования давно не растут, количество ставок на станциях – тоже. Но выход находят – полставки дает районная СЮТ, еще столько же – областная, вот и сложилась небогатая, но зарплата для увлеченного человека. Детям – радость и дело в руках, возможно, на всю жизнь. Но теперь у таких педагогов рабочих мест два – по количеству работодателей. Значит, аттестовать его место работы надо дважды – один раз как сотрудника районной станции, другой – как сотрудника областной. Платить за это должен работодатель. Минимальная стоимость определена законодательно – 2 тысячи рублей, но как мне объяснили в Сибирском центре аттестации, «вы же понимаете, чем дешевле – тем хуже». Аттестующие организации не государственные, они на прибыль рассчитывают. Вопрос – нужна работодателю эта головная боль? Есть ведь более простой вариант – просто отменить «лишних» энтузиастов на СЮТ или перенести все занятия в помещения ДШИ, где все рабочие места давно аттестованы. В таком случае затраты – времени, денег, нервов – добавляются только детям и родителям. И администрация учреждений допобразования сможет жить спокойно. Так что она выберет? Особенно учитывая, что директор теперь главным образом менеджер, а уж потом педагог…

Что школы искусств выберут спокойствие, не сомневаюсь. С 1 сентября 2013 года они реализуют дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями. Поэтому получили законное право конкурсного отбора детей – раньше оно было далеко не везде, да и то негласное. Изучив два десятка сайтов, подивилась скорости, с которой школы искусств внесли в свои положения о приеме такие пункты: 1. До проведения отбора ДШИ вправе проводить предварительные консультации, прослушивания, просмотры. 2. …Создаются приемная комиссия, комиссия по отбору детей, в которую входят председатель по отбору детей, зам. председателя по отбору детей и другие члены комиссии, апелляционная комиссия. То есть, если шестилетка не умеет рисовать, петь и танцевать, его не примут. Но разве не должны преподаватели заниматься как раз обучением всему этому? Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. А самостоятельная, домашняя работа обучающихся является непосредственной частью учебного плана и контролировать ее обязаны родители…

Понять педагогов школ искусств, конечно, можно – их работу будут оценивать не по особенностям учеников, а по их умению выполнять стандартные действия. Удивительным образом закон об образовании ставит преподавателей в положение, при котором они должны нарушать его основной постулат: дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Если ребенку объявят, что он бездарь, это удовлетворит его образовательные потребности? Если талант не разглядят, общество его не потеряет? И разве образовательные потребности государства заключаются не в том, чтобы было больше культурных людей, понимающих прекрасное? Четыре года назад я собиралась отдать дочку на подготовительное отделение омской школы искусств и посоветовалась с новосибирским художником Александром Шурицем, по совместительству преподавателем муниципальной художественной школы № 1. Посмотрев ее работы, Шуриц посоветовал… отложить поступление лет до 12-ти, чтобы не убили индивидуальность. Школы искусств и без ФГТ были сильно застандартизированы. Кстати, не знаю, сумеет ли остаться в художественной школе художник, известный Парижу и Мадриду, Вене и Флоренции. Он детей учит не так, как велено гостребованиями: не задает домашних заданий, не заставляет возиться с эскизами, вместо большой подготовительной работы советует думать… Теперь индивидуальности в школе искусств не выжить – ни детской, ни взрослой.

Радует, что на станциях юных техников возможностью определять порядок приема самостоятельно, данной законом, не воспользовались: поступать туда по-прежнему могут все желающие. Независимо от того, как руки растут. Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в соответствии с ФГТ им реализовывать не предписано. Пока. И слава богу. Потому что 70 процентов воспитанников и без того именно на занятиях СЮТ определяют свое будущее. Между прочим, в отличие от выпускников школ искусств, только 20-25 процентов которых выбирают себе «культурные» специальности.

Тем не менее будущее юных техников светлым не кажется. В мае Минобрнауки России опубликовало приказ, согласно которому Федеральный центр технического творчества учащихся присоединяется в качестве структурного подразделения к Московскому государственному технологическому университету «Станкин». Зачем – даже приказ не объясняет. По моему мнению, подтвержденному мыслями многих преподавателей СЮТ, это примерно то же самое, что присоединить детскую поликлинику к мединституту. Вроде цель одна – здоровье граждан, но задачи разные: студенты получают образование, врачи лечат детей. В институте занимаются теорией, в поликлинике – практикой. То есть, конечно, студенты тоже могут лечить, но почему-то не хочется. ФЦТТУ до сих пор координировал, направлял и методически обеспечивал работу учреждений дополнительного образования детей технической направленности в регионах Российской Федерации. Между прочим, с 1926 года, являясь преемником Центральной детской технической станции! То есть помогал, советовал, поддерживал, а кроме того, организовывал и проводил более 60 детских всероссийских массовых мероприятий технической и художественной направленности. Кто теперь будет выезжать на места, смотреть трассы, организовывать питание, собирать юных техников со всей страны? Сотрудники в ФЦТТУ останутся не все. Нужны или нет всероссийские соревнования, будут решать уже не специалисты по дополнительному образованию, работавшие в ФЦТТУ, и даже не чиновники Минобрнауки России, которому он всегда подчинялся, а администрация вуза. Только зачем вузу эти расходы? Чтобы выявить самых умных, достаточно провести интернет-олимпиаду. «Рукастым», но не «головастым» показать себя будет негде, но они высшее учебное заведение и не интересуют. В самом Станкине считают, что присоединение «дает новые ресурсы для практической реализации программ непрерывного инженерно-технологического образования и развития научно-технического творчества молодежи», как говорится на сайте. Руководители учреждений допобразования в этом не уверены.

–  У нас разные задачи, – говорит Анатолий Александрович Коц, директор Ростовского областного центра технического творчества учащихся. – Наша – в первую очередь воспитывать рабочие кадры, мастеровых. Масса воспитанников поступают в вузы, но именно потому, что мы с детства открываем их способности, развиваем. Будет ли на это направлена работа Станкина? Сомневаюсь. Проще выбрать из «готовых». Не будем ли и мы вынуждены, вместо того чтобы открывать каждого ребенка, создавать «комиссии по отбору детей»?

Что теперь делать с гуманистическими идеями о том, что каждый ребенок талантлив, что надо дать ему возможность пробовать себя? Да просто взять и отменить! Отныне хорошим педагогом дополнительного образования, судя по всему, будет считаться не тот, который помогает ребенку развиваться, а тот, который умеет правильно «отбирать» детей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt