В нашем образовании всегда были педагоги и психологи, которые, может быть, не выглядели столь ярко и выигрышно, как другие, имевшие более громкие имена, но без них представить российское образование невозможно. Это, безусловно, относится к Наталье Александровне Менчинской (1905 -1984) — доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту Академии педагогических наук СССР, ученому, создавшему научную школу по психологии обучения и детской психологии, основополагающие идеи которой имеют непреходящее значение для теории и практики образования как в нашей стране, так и за рубежом.
Пятьдесят лет в психологическом строю
Первая публикация Н.А. Менчинская относится к 1933 году, последняя — к 1984 году. Между ними — пятьдесят лет напряженного творческого труда, связанного с разработкой теоретической концепции психологии обучения. Ученая последовательно развивала представления о взаимосвязи психического развития школьников и их обучения. Центральной исследовательской задачей исследователя и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом.
Биография Натальи Александровны, к счастью, лишена острого драматизма, судьба оборонила ее от репрессий и преследований, которые в большей или меньшей мере затронули значительную часть российских педагогов и психологов XX века. Впрочем, и ей довелось в достаточной мере испить горькую чашу критики и непонимания. Как ни странно, основная критика того, что делала Наталья Александровна как раз шла по линии ее практической деятельности. Ученую нередко упрекали в низкой теоретической базе, «ползучем эмпиризме», эклектизме и прочих «измах». Однако время показало неправомерность всех этих обвинений.
По заветам земского врача
Наталья родилась 15 января 1905 года в Ялте в семье земского врача. Вспоминая об отце, она отмечала: «Всю жизнь он был для меня образцом мужественности. Верный своим убеждениям, он несколько раз рисковал собой, спасая других, а тяжело заболев, сам распорядился своей жизнью». Отец оказал определяющее влияние на облик Натальи Александровны, человека скромного, интеллигентного, но при этом независимого, с большим чувством собственного достоинства.
Стремление к гармонии и красоте во всех проявлениях было одним из основных качеств ее личности Натальи Александровны, которые она унаследовала от своих родителей: и Марию Конрадовну, и Александра Теофиловича чрезвычайно интересовало все, что было связано с искусством – этот мир был им близок и дорог.
Наташа со времени юности увлекалась литературой, поэзией и драматическим искусством – исполняла роли героинь в спектаклях литературно-драматического кружка. Всю жизнь писала стихи, не мыслила существования без живописи и театра. Она глубоко чувствовала и понимала музыку, в юности училась игре на фортепьяно, да и позже садилась за пианино поиграть «для души».
Ученица и последовательница Льва Выготского
В 1927 году Наталья Александровна окончила Крымский педагогический институт. Что же касается научной судьбы, то здесь решающей оказалась встреча с «Моцартом психологии» – Л.С. Выготским. Менчинская окончила под его руководством аспирантуру Института научной педагогики при Втором Московском государственном университете и защитила кандидатскую диссертацию о развитии мышления у школьников (на материале арифметических операций). Наталья Александровна и в дальнейшем ориентировалась на идеи Выготского, хотя к некоторым его высказываниям относилась с долей критичности.
Взгляды Выготского не представляли законченной, «закругленной» системы. Его сила как теоретика, по убеждению Н.А. Менчинской, заключалась в том, что он, будучи выдающимся генератором идей, сам зачастую критически их пересматривал. Для него было неприемлемо догматическое отношение к любому новому положению.
Еще в аспирантуре мастер учил ее, что в науке, особенно такой, как психологическая, ничего нельзя принимать за истину, которая никогда не устареет. Поэтому она скептически относилась к некоторым ученикам Выготского, полагавшим, что только их восприятие учения великого психолога является единственно правильным и незыблемым. Ей претило желание некоторых близких к мастеру психологов объявить себя его единственными «законными наследниками» и свои собственные психологические взгляды приписывать Льву Семеновичу.
Гордость Института психологии
По окончании аспирантуры, с 1930 года Н.А. Менчинская преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институте.
А с 1932 года ее научный путь был прочно связан с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, ученая во многом способствовала его всемирному признанию и авторитету.
В 1952 году Н.А. Менчинская блестяще защитила докторскую диссертацию «Психология обучения арифметике», а в 1955 году вышла ее фундаментальная монография под тем же названием. С 1955 по 1965 годы была ученым секретарем и заместителем директора института по научной работе. Являлась ближайшим сподвижником директора Института А.А. Смирнова.
Много сил и энергии отдала Н.А. Менчинская организации психологической науки в нашей стране. Она стояла у истоков создания Общества психологов СССР, была участником и организатором его съездов, тематических конференций, научно-практических семинаров, являлась многие годы председателем Московского отделения Общества психологов.
В течение ряда лет (1964—1969), как член административного совета института ЮНЕСКО по просвещению в Гамбурге, она с большой компетентностью, последовательно отстаивала принципиальные позиции по вопросам образования, науки и культуры.
Научная школа обучения и психического развития школьников
В НИИ общей и педагогической психологии Н.А. Менчинская без малого полвека заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937—1981). Ее редкий талант общения с людьми стимулировал творческую атмосферу в коллективе.
Будучи крупным организатором психологической науки, Н.А. Менчинская – признанный специалист в области возрастной и педагогической психологии, создала подлинно научную школу, разрабатывающую проблему соотношения обучения и психического развития школьников.
Под ее руководством были подготовлены и защищены 42 кандидатские диссертации, с авторами которых она надолго сохраняла тесный контакт, постоянно помогала и советом, и делом, активно способствовала их научному росту. Из числа сотрудников лаборатории Менчинской 8 человек успешно защитили докторские диссертации в Психологическом институте, многие бывшие аспиранты стали докторами наук в различных регионах страны.
Перу Н.А. Менчинской принадлежит 150 научных работ, в том числе свыше 10 монографий, освещающих основные закономерности усвоения знаний в общеобразовательной школе. Вот главные книги: «Вопросы умственного развития ребенка», «Психологические проблемы активности личности в обучении», «Психологические проблемы неуспеваемости школьников».
Сама Наталья Александровна работала над проблемами усвоения арифметики, а ее ближайшие сотрудники применяли разработанные ею методы к преподаванию физики, географии, биологии, русского и иностранного, истории. В этом и есть главное достоинство школы Менчинской – она старалась и умела охватить большое число предметов, и это понятно, ибо психология обучения включает очень широкий спектр проблем. Еще шире – это психология жизнедеятельности учащихся в школе на протяжении одиннадцати лет.
Всегда на стороне ребенка
Все работы Н.А. Менчинской пронизывает искренняя забота о ребенке, педагогических условиях его психического развития. Тесная связь с образовательной практикой, хорошее знание школы, постоянное сотрудничество с дидактами, методистами, учителями позволили ставить и решать многие психологические проблемы обучения.
Трактуя учение как субъектную деятельность ученика, ученый-психолог Менчинская отстаивала необходимость «проб и ошибок» при усвоении знаний, без которых невозможна настоящая поисковая деятельность. Ученик, конечно, под руководством взрослого сам должен «строить» понятие; отчленять признаки существенные от несущественных (а не получать их в готовом виде), опираться на свой личный опыт познания, соотносить его с тем, что предлагает взрослый, т. е. осуществлять развернутую поисковую деятельность, а не пользоваться готовыми «ориентирами».
Ученая отстаивала возможность нахождения ребенком своего пути, пусть даже неэкономного с точки зрения взрослой логики. Самостоятельность ученика в усвоении знаний формируется в результате его активности, прежде всего поисковой.
Первое и главное в ее исследовательской деятельности состояло в том, что она побуждала педагогов увидеть в ребенке не объект педагогического воздействия, а субъект учения со своими интересами, мотивацией, опытом, потребностями. Она первая подняла эти проблемы. Каждый раз, составляя план урока, работая над учебником, учителю надо представлять себе ученика, «видеть», как он отреагирует, что будет ему доступно, а что недоступно, то есть представлять себе ребенка как партнера, пусть и не на паритетных началах, и, что очень важно, принимать его таким, каков он есть.
Формирование теоретического (абстрактного) мышления школьников — важная, но далеко не единственная задача. Выявление разных типов мышления, анализ их значимости для различных областей познания, развития личности, создание условий их становления через овладение учебными предметами — вот основной путь совершенствования общеобразовательной школы, по мнению Н.А. Менчинской.
В основе ее неустанного научного поиска находилось акцентирование на необходимости постоянного внимания к самостоятельной умственной работе самого ученика, к его творческой поисковой деятельности, к умению в этом поиске принимать решения, когда нет достаточной информации. Особое значение уделялось процессу применения знаний, который, согласно Менчинской, также содержал творческое начало.
Принимая и разделяя в целом концепцию деятельности, на которой строилось понимание развития психики, Н. А. Менчинская сопротивлялась той ее достаточно жесткой и однозначной трактовке, которая доминировала в научной школе «выготчан» и получила широкое распространение в отечественной психологии в 1950-80-е годы.
Будучи исходно ученицей Л. С. Выготского, Наталья Александровна активно отстаивала ту часть его наследия, которая касалась спонтанного развития ребенка, роли этого развития в становлении личности. Особое значение она придавала раскрытию индивидуальности ребенка, его природной активности, используя для этого метод клинического наблюдения за поведением.
Н.А. Менчинская рассматривала природную активность ребенка как важный источник его саморазвития и самореализации, а метод систематического наблюдения за проявлением психической жизни как основной в изучении его личности.
Индивидуальные различия школьников
Исследование общих закономерностей процесса учения, которому Н.А. Менчинская посвятила многие годы, дало возможность поставить и раскрыть проблему индивидуальных различий школьников в усвоении знаний, что способствовало целостному представлению о ребенке, позволяло понять причины трудностей в учении, дать им психологическое обоснование.
Выявление индивидуальных различий, учет их в обучении осуществлялись через разнообразные педагогические технологии: программированное, проблемное обучение, где индивидуальные возможности школьников выступали наиболее ярко.
Особое место в исследованиях Н. А. Менчинской и ее сотрудников занимало изучение проблемы неуспеваемости, путей ее преодоления. При этом неуспеваемость рассматривалась не только как педагогический феномен, а как проявление личностных свойств и характеристик ученика. Такой подход к данной проблеме был реализован при изучении детей с задержками психического развития, которые характеризуются целостно, через многообразие их проявления, с учетом специфических условий воспитания, коррекции, педагогической поддержки этих детей.
В результате исследований была обнаружена тесная связь обучаемости с активностью личности; выявлено, что у школьников с низкой обучаемостью наблюдаются проявления слабой активности в разных сферах психической деятельности, отсутствие стойких учебных интересов, недостаточная мотивация усвоения знаний.
Корпус гуманистических идей
Выделим основные психологические идеи Натальи Александровны Менчинской:
- Изучение индивидуальных различий – уделяла большое внимание проблеме неуспеваемости, отстаивая необходимость комплексного изучения личности ребенка и индивидуального подхода к нему.
- Роль спонтанного развития ребенка – отстаивала идеи Л.С. Выготского о важности саморазвития ребенка и придавала большое значение раскрытию его индивидуальности.
- Взаимосвязь обучения и учения – ввела в психологию понятие усвоение, которое она трактовала как особую мыслительную деятельность ученика, определяемую его личностными особенностями.
- Разнообразие путей усвоения знаний – выступала против канонизации единого пути для всех учащихся и отстаивала право ребенка находить свой собственный путь усвоения.
- Активность ученика как субъекта учения – подчеркивала, что ученик не только получает знания, но и самостоятельно ищет и применяет их в новых условиях, обосновала идеи о самостоятельности познавательной деятельности ученика, необходимости учета его индивидуальности и активности.
- Комплексное изучение личности – считала необходимым анализировать все стороны личности ребенка – когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную.
- Роль учителя в управлении активностью ученика – подчеркивала важность не только влияния на процесс усвоения, но и на отношение к учебе в целом.
- Развитие критического мышления – отстаивала необходимость развития самостоятельности и творческих способностей ученика, что важно в современном мире, характеризующемся быстро меняющимися условиями.
Выдающийся психолог начального образования
Наталья Александровна возглавляла секцию начальных классов при учебно-методическом совете Министерства просвещения СССР, где под ее руководством проводилась большая работа по определению содержания начального школьного образования, усовершенствованию программ, методических пособий, учебников.
На основе исследований проблем неуспеваемости под редакцией Натальи Александровны и при её участии как автора написаны «Рекомендации по вопросу о путях предупреждения и преодоления неуспеваемости», которые до сих пор успешно используются учителями.
Созданное научным коллективом Н.А. Менчинской прочно вошло в программы, методики, учебники начального образования. Учеными был подготовлен комплекс интереснейших методик преподавания, в которых идеи формирования научных понятий, соотношения житейского опыта и научных знаний, приемов умственной деятельности доведены уже до уровня дидактических материалов.
И когда эти приемы были приняты методикой и практикой, школа почувствовала такую отдачу и эффект, что приемам умственной деятельности стали иногда уделять большее внимание, чем самим знаниям. Приемы умственной деятельности, отражающие содержание действий и их последовательность в современной школе приняты как само собой разумеющиеся, хотя в свое время для педагогической науки многие ее достижения были просто «стратосферой», более того современное образование фактически построено на идеях анализа умственной деятельности.
Наталья Александровна на основе целого ряда исследований лаборатории сформулировала тезис о том, что житейские понятия и эмпирические, обобщения ребенка – это тоже полноценные понятия и обобщения, но отличные от научных по происхождению. Более того, их значение и функции связаны с личным опытом ребенка, и содержанием этого опыта нельзя пренебрегать, если мы, действительно, хотим избежать формализма в обучении.
В центре ее внимания как исследователя находились не столько проблемы организации знаний, структурирования их в системы, сколько особенности их восприятия, понимания, преобразования самим учеником. Опираясь на известное положение Л. С. Выготского о зоне актуального и потенциального развития, Н.А. Менчинская больше акцентировала внимание на той его части, где подчеркивается, что «ребенок может сделать сам», а потом уже «с помощью взрослого». Проявление его «самости» (самобытности, самостоятельности), ее фиксация в реальном поведении интересовали Н. А. Менчинскую прежде всего.
Работы Менчинской сами вытекали из школьной практики. Эта их «заземленность» не только делала доступным их смысл, но и совпадала с потребностями учителя. И это неслучайно, ведь сотрудники лаборатории постоянно находились в школе, общались с учителями и детьми, да и сама Наталья Александровна многие годы была теснейшим образом связана с московским учебно-методическим центром, где ее всегда с почтением привечали. Ценилось каждое слово. Если ей не удавалось прийти на очередное совещание московских методистов, то со всех сторон раздавались возгласы: «Где Менчинская?».
Дневник матери
Личный опыт ребенка как субъекта жизни в целом и познавательной деятельности, в частности, стал предметом ее размышлений (можно сказать, научного увлечения) очень рано. Как профессионал, она умела выделить главное на том или ином этапе развития ребенка и одновременно могла дать широкую картину изменений в этом процессе.
Регулярные наблюдения и фиксация их в дневнике увлекали Наталью Александровну на протяжении всей жизни. Она на протяжении многих лет вела дневники наблюдений за развитием своих детей – сына, потом — дочери. Сохранились и записи наблюдений за развитием внука, они сейчас изданы.
Причем ее записи – это не просто наблюдения за проявлениями ребенка. Из наиболее значительных работ в этой связи следует отметить вышедший двумя изданиями и представляющий большую теоретическую и практическую ценность ее уникальный труд «Развитие психики ребенка (дневник матери)».
«Дневник матери» имеет большое значение не только для специалистов-психологов, педагогов, но и для родителей, непосредственно занятых воспитанием своих детей.
На основе систематических наблюдений за развитием годовалого сына Н.А. Менчинская выявила и описала основные тенденции в становлении психики ребенка под влиянием «программы матери» (по терминологии Л. С. Выготского). В этой работе раскрыты основные закономерности развития детской психики, их проявление в поведении в зависимости от той или иной жизненной (учебной) ситуации, что позволяло воссоздать целостную картину облика развивающегося ребенка во всей его живости и непосредственности.
На живых, конкретных примерах Н.А. Менчинская раскрывала роль эмоционального общения в становлении личности ребенка, особенности ее раннего проявления.
Интерес к накоплению ребенком его личного опыта в ходе познания мира не являлся случайным и не был связан только с появлением собственных детей. Он возник у нее в самом начале научной деятельности. Еще в 1940 году она проанализировала материалы о развитии мышления ребенка по дневникам русских авторов.
Опыт ребенка как сложный и очень важный для обучения феномен вообще особо интересовал Наталью Александровну. Она часто указывала, что дошкольник задолго до целенаправленного обучения осваивает множество отношений в окружающем его мире, и в ходе их освоения у ребенка складывается не только круг представлений, но и совокупность житейских понятий, во многом определяющих усвоение содержания научных понятий и расширение их объема.
Беспредельная преданность науке
Книга о Н.А. Менчинской ее дочери очень точно названа «Человек с солнечной стороны». Наталья Александровна никогда не интересовалась материальными проблемами, была безбытна, жила почти всю жизнь в общежитии, ходила в том, что сшила или связала дочь, не знала, какая у нее зарплата и за что положены гонорары.
Ее строгий ум прирожденного исследователя сочетался с поэтической душой. Наталья Александровна очень эмоционально воспринимала живопись и архитектуру и, обладая тонким чутьем, прекрасно ориентировалась в этих видах искусства. Внимательнейшим образом, словно ученый-ботаник, наблюдала стадии роста и цветения растений. Появление какого-нибудь нового цветка она воспринимала как радостное событие, которое тут же фиксировалось в дневнике.
***
Наталья Александровна Менчинская умерла 6 июля 1984 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. Ее научная и общественная деятельность отмечена правительственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета», за заслуги в области педагогической науки – медалью имени Н. К. Крупской, значком «Отличник народного просвещения».
Она осталась в нашей благодарной памяти, как выдающийся исследователь, очень интеллигентный и образованный человек (свободно владела несколькими европейскими языками). И все это определялось главным — беспредельной преданностью науке.
Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии