Сегодня наряду с известными технологиями развивающего обучения, формируются технологии дистанционного обучения, кейс-технологии. В отличие от традиционного обучения они представляют собой необходимый набор учебной информации, методические материалы по ее обработке, контроль за самостоятельным усвоением знаний. Но для выхода в открытое образовательное пространство необходимо не только обладать определенным набором навыков к обучению, но и желанием учиться, пониманием цели путешествия. Иначе наша лодка так и останется у причала, а пловец – на берегу.
Вот здесь, на мой взгляд, и определяется основная задача современной школы – подготовить ребенка к самостоятельному плаванию, от деятельности к самостоятельной деятельности, от мотивации внешней к устойчивой внутренней потребности к обучению на протяжении всей жизни.
Но, как показывает мой личный опыт, для ребенка важна не только сама развивающая деятельность, положительная оценка и самооценка ее результатов, но и объективная потребность в результате, возможность практической реализации приобретенных знаний и умений. Развивающие технологии, основанные на принципах деятельностного подхода, провозглашенного Д. Дьюи (проектное обучение, проблемное обучение), на мой взгляд, помогают решить проблему мотивации к процессу обучения, являются перспективными в современном школьном образовании.
Говоря о школе, нельзя не остановиться на еще одной проблеме – предметной и информационной перегруженности программы. Какие предметы должны стать приоритетными, а какие уйти из обязательной программы в «резервацию» школьных курсов и факультативов?
Вопрос сложный и отчасти провокационный. Каждый учитель-предметник готов отстаивать его прерогативу перед остальными. Нет смысла возобновлять вечный спор «физиков» и «лириков». Вопрос не в количестве предметов, а в единстве задач и подходов преподавания, их согласованности, эффективности межпредметных связей.
Какие проблемы должен решать учитель-предметник? На мой взгляд, во-первых, он должен давать философию своего предмета, определять связи с другими дисциплинами, место в единой системе научного изучения мира.
Во-вторых, мотивационный блок. Здесь важно развитие внутренней мотивации к учению, возможно переосмысление и принятие учеником результатов своей деятельности, их значимости; оценка и самооценка перспективности приобретенных знаний и навыков.
Третий блок (исследовательский или креативный) включает в себя умение формулировать исследовательскую задачу, находить способы разрешения, оценивать их эффективность.
Четвертый – решает проблему словаря. Иными словами, каждый предмет должен заботиться о точности языка, его лексическом пополнении и развитии, учить выражать себя как можно полнее и точнее.
Как мне кажется, такая система преподавания предметов школьного курса сможет воспитать личность гармонично развитую, мыслящую, открытую к диалогу с миром.
Развивающее обучение предполагает разнообразие форм. Особенную значимость, на мой взгляд, имеют коллективные и групповые формы обучения, где ребенок может примерить на себя разнообразные социальные роли: от лидера до координатора или исполнителя, научиться понимать позицию другого, быть толерантным, прийти к неизбежности ответственности в обществе, осознать важность диалога. Важно научить человека быть готовым к открытому и позитивному диалогу.
Хотелось бы, чтобы наш корабль уверенно держал курс к гуманизации общества, чтобы наши ученики не были случайными пассажирами, чтобы каждый человек, выходящий за порог школы, был свободной, духовно развитой личностью, готовой построить свой корабль судьбы и выйти в открытый мир.
Наталья БАННИКОВА, учитель географии СШ№4, учитель года Новгородской области-2004, bannikova@list.ru, Новгород
Комментарии