search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Поставить «двойку» легче, чем пробудить интерес к предмету.

Почему в наших школах не приживается система накопления баллов за разные учебные достижения – сделанное домашнее задание, ответ на уроке, доклад, помощь однокласснику? При таком подходе каждый может добиться хорошей оценки, но своим путем.

Исправно хожу на родительские собрания, хотя в средней школе по составу участников они уже не такие многочисленные, как в начальных классах. Кто-то не смог отпроситься с работы, кто-то не хочет слушать замечания учителей, а кто-то принципиально не ходит, мол, «я вам сдал, вот обучайте и воспитывайте!». Но таких меньшинство.

Иногда я понимаю тех, кто не в числе завсегдатаев родительских собраний. Так или иначе, разговор на них неизменно скатывается к успеваемости, вернее, к неуспеваемости детей. Так получается, что поговорить нам, в сущности, больше не о чем.

На собрания с завидным постоянством заглядывают учителя-предметники. Когда речь идет об отметках, у них, конечно, право «первой скрипки». Некоторые из учителей сначала пользуются излюбленным приемом психологов: утешают. Мол, класс сильный, половина учеников – сплошные логики или гуманитарии, учить их – одно удовольствие. А дальше следует разбор по персоналиям, причем, чувствуется, что с журналом в руке, с пофамильным списком в нем предметник ощущает себя, как рыба в воде. И оказывается, что никто по персоналиям не оправдал учительских надежд, потому что Петров «расслабился», Иванов систематически не делает домашние задания, Сидоров болтает на уроке, а Пупкин старается, но мало. При этом щедрость на «двойки» у предметников просто ошеломляющая. Причем, они их ставят, а родители, каждый год соглашаясь на эту «щедрость», начинают рассуждать каждый о своем Петрове-Сидорове, но в пользу учителя. Мол, да, расслабился Петров, гормональные изменения у него, подростковый «идиотизм», но примем меры, будем следить за ведением тетради, лишим доступа в соцсеть. Если в эту подобострастную «идиллию» вбросить реплику о том, что вообще-то задача учителя пробудить интерес к предмету, а не стрелять по классу «двойками», то реакция родительского сообщества будет однозначной: «Что вы такое говорите?! Надо учиться, ЕГЭ же сдавать! Главное – не интерес, а программу освоить!».

Учителя, со своей стороны, сразу ссылаются на требования новых ФГОС. Нам на родительском собрании сказали, что в свете новых требований ребенок должен научиться учиться. Поэтому на уроке он будет получать схему, по аналогии с которой необходимо делать домашние задания. При этом учитель работает по определенной программе, которую нужно усвоить, и «лирические отступления» Петрова-Сидорова по теме не приветствуются. А что тогда приветствуется в свете новых ФГОС? Где индивидуализация подхода, где поощрение творческого поиска у ребенка? Но хуже всего то, что на родительских собраниях в конце четверти все предметники дают только один рецепт аттестации «расслабившихся» Петрова-Сидорова: «Как хочет, но пусть вызубрит параграф № 10!».

Об изменениях в системе образования твердят все, кому не лень. Все хотят изменений. Но что нового дает встреча родителей и педагогов на родительском собрании? Опять те же заискивающие родительские глаза, мол, не погубите, поставьте «хорошо» в четверти, а мы уж кнутом или пряником закрепим проавансированное. Опять та же щедрая раздача «неудов» преподавателями вместо того, что называется формированием мотивации к успеху. На старых рельсах, как говорится, надежнее.

Я не против неудовлетворительных отметок. Некоторых детей, действительно «расслабившихся», это отрезвляет. Но как-то сильно запала в память модель, о которой услышала на конкурсе «Учитель года России – 2014». В этой модели нет «единиц» и «двоек», зато есть система накопления баллов за то или иное учебное достижение. За сделанное домашнее задание, за ответ на уроке, за доклад, за помощь однокласснику и т.д. Накопленная за неделю сумма баллов затем воплощается в «3-4-5». Опять-таки, без «единиц» и «двоек». Таким образом, в классе нет неуспешно обучающихся детей. Каждый может добиться хорошей оценки, но своим путем.

Конечно, тема изменения оценочной системы не нова. И данная модель где-то кем-то давно введена в практику. Но в нашей школе этого нет и в ближайшее время вряд ли будет. Поэтому остается только мечтать. Или хотя бы тешить себя мыслью, что благодаря кому-то где-то данный подход применяется, и дети учатся без сожаления о потерянных в школе днях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте