search
main
0

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Поставить «двойку» легче, чем пробудить интерес к предмету.

Почему в наших школах не приживается система накопления баллов за разные учебные достижения – сделанное домашнее задание, ответ на уроке, доклад, помощь однокласснику? При таком подходе каждый может добиться хорошей оценки, но своим путем.

Исправно хожу на родительские собрания, хотя в средней школе по составу участников они уже не такие многочисленные, как в начальных классах. Кто-то не смог отпроситься с работы, кто-то не хочет слушать замечания учителей, а кто-то принципиально не ходит, мол, «я вам сдал, вот обучайте и воспитывайте!». Но таких меньшинство.

Иногда я понимаю тех, кто не в числе завсегдатаев родительских собраний. Так или иначе, разговор на них неизменно скатывается к успеваемости, вернее, к неуспеваемости детей. Так получается, что поговорить нам, в сущности, больше не о чем.

На собрания с завидным постоянством заглядывают учителя-предметники. Когда речь идет об отметках, у них, конечно, право «первой скрипки». Некоторые из учителей сначала пользуются излюбленным приемом психологов: утешают. Мол, класс сильный, половина учеников – сплошные логики или гуманитарии, учить их – одно удовольствие. А дальше следует разбор по персоналиям, причем, чувствуется, что с журналом в руке, с пофамильным списком в нем предметник ощущает себя, как рыба в воде. И оказывается, что никто по персоналиям не оправдал учительских надежд, потому что Петров «расслабился», Иванов систематически не делает домашние задания, Сидоров болтает на уроке, а Пупкин старается, но мало. При этом щедрость на «двойки» у предметников просто ошеломляющая. Причем, они их ставят, а родители, каждый год соглашаясь на эту «щедрость», начинают рассуждать каждый о своем Петрове-Сидорове, но в пользу учителя. Мол, да, расслабился Петров, гормональные изменения у него, подростковый «идиотизм», но примем меры, будем следить за ведением тетради, лишим доступа в соцсеть. Если в эту подобострастную «идиллию» вбросить реплику о том, что вообще-то задача учителя пробудить интерес к предмету, а не стрелять по классу «двойками», то реакция родительского сообщества будет однозначной: «Что вы такое говорите?! Надо учиться, ЕГЭ же сдавать! Главное – не интерес, а программу освоить!».

Учителя, со своей стороны, сразу ссылаются на требования новых ФГОС. Нам на родительском собрании сказали, что в свете новых требований ребенок должен научиться учиться. Поэтому на уроке он будет получать схему, по аналогии с которой необходимо делать домашние задания. При этом учитель работает по определенной программе, которую нужно усвоить, и «лирические отступления» Петрова-Сидорова по теме не приветствуются. А что тогда приветствуется в свете новых ФГОС? Где индивидуализация подхода, где поощрение творческого поиска у ребенка? Но хуже всего то, что на родительских собраниях в конце четверти все предметники дают только один рецепт аттестации «расслабившихся» Петрова-Сидорова: «Как хочет, но пусть вызубрит параграф № 10!».

Об изменениях в системе образования твердят все, кому не лень. Все хотят изменений. Но что нового дает встреча родителей и педагогов на родительском собрании? Опять те же заискивающие родительские глаза, мол, не погубите, поставьте «хорошо» в четверти, а мы уж кнутом или пряником закрепим проавансированное. Опять та же щедрая раздача «неудов» преподавателями вместо того, что называется формированием мотивации к успеху. На старых рельсах, как говорится, надежнее.

Я не против неудовлетворительных отметок. Некоторых детей, действительно «расслабившихся», это отрезвляет. Но как-то сильно запала в память модель, о которой услышала на конкурсе «Учитель года России – 2014». В этой модели нет «единиц» и «двоек», зато есть система накопления баллов за то или иное учебное достижение. За сделанное домашнее задание, за ответ на уроке, за доклад, за помощь однокласснику и т.д. Накопленная за неделю сумма баллов затем воплощается в «3-4-5». Опять-таки, без «единиц» и «двоек». Таким образом, в классе нет неуспешно обучающихся детей. Каждый может добиться хорошей оценки, но своим путем.

Конечно, тема изменения оценочной системы не нова. И данная модель где-то кем-то давно введена в практику. Но в нашей школе этого нет и в ближайшее время вряд ли будет. Поэтому остается только мечтать. Или хотя бы тешить себя мыслью, что благодаря кому-то где-то данный подход применяется, и дети учатся без сожаления о потерянных в школе днях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте