С недоумением прочел я на прошедшей неделе статью Натальи Савицкой в «Независимой газете» «Почему победители отказываются от приза «Учитель года»». Многие тезисы показались мне неубедительными – как, например, то, что именно участие Министерства образования в организации конкурса в последние годы сделало его из «местечкового» масштабным: интересно бы узнать, в чем заключалась местечковость и в чем проявилась масштабность? Но в статье об этом ни слова.
Зато журналистка пишет о том, что конкурс «Учитель года России» не выполняет миссию пропаганды знаний. Уж не знаю, намеренно ли госпожа Савицкая искажает факты или она не удосужилась изучить вопрос и получить информацию, сколь много по всей стране проходит педагогических слетов и семинаров, форумов и экспедиций, инициированных конкурсным движением и направленных отнюдь не только на подготовку к конкурсу, но именно на повышение квалификации педагогов, обмен опытом. Самара, Пермь, Тула, Ульяновск, Якутск, Тюмень, Москва, Ленинградская, Московская области и многие другие города и регионы – география таких событий поистине всероссийского масштаба. Неизвестно журналистке «Независимой» и о том, что большинство уроков Российской Электронной Школы созданы именно учителями-победителями конкурса, а их интернет-материалы по подготовке к ЕГЭ в сети невероятно востребованы,
и что в почти половине субъектов успешно работают клубы учителей года.
И еще одна неприятная неправда вынесена в заголовок этой статьи. Автор пишет о победителе конкурса, которому якобы так неважна была победа, что он отдал свой приз другому участнику, который помог ему подготовить презентацию к выступлению. Однако история Алексея Овчинникова, абсолютного победителя конкурса 2011 года, которую в искаженном виде излагает Наталья Савицкая (опять же не знаю, насколько намеренно), была другой. Как известно победителей конкурса, вошедших в пятерку, награждают малыми Хрустальными Пеликанами, а абсолютного победителя – еще и большим Пеликаном, который и соотносится с его статусом. Алексей Овчинников, одержав абсолютную победу в конкурсе и получив, таким образом, обоих пеликанов, малого подарил своему коллеге из Якутска, с которым они делили комнату и поддерживали друг друга на протяжении всего конкурса. Свой главный приз – большого Хрустального Пеликана – Алексей Васильевич никому не отдавал: это ценная и значимая награда и разбрасываться ей, как это представляет Савицкая, у него и в мыслях не было.
Можно было бы продолжить список вопросов, вызванных этой поверхностной, а в чем-то и оскорбительной для традиций конкурса «Учитель года России» статьей. Но я остановлюсь, добавив только одно. Так случилось, что Наталья Савицкая – моя коллега по «драматургическому цеху»: ее пьесы публикуются и ставятся в театрах. Но, очевидно, в данном случае она перепутала: авторский вымысел ценится в искусстве, но не в журналистике. Поскольку по части вымысла таланта ей не занимать – может быть, лучше сосредоточиться на пьесах?..
Александр Демахин, режиссер, драматург, учитель МХК, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» – 2012
Фото пресс-службы Минобрнауки России
Комментарии