search
main
0

Настоящий хозяин всегда думает о том, как рационально распорядиться бюджетом

Наталья ГОРБАЧЕВА, руководитель Центра развития ребенка – детского сада №1787: – Нашему дошкольному учреждению 18 лет. В 1992 году мы перешли на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности, а с апреля 2002 года (в рамках эксперимента) – на полную финансовую самостоятельность. Этот период был трудным, но очень интересным не только для меня, но и для всего коллектива. Передо мной встала задача создания в коллективе единой команды единомышленников. Я понимала, что в новых условиях должна стать экономистом, финансистом, бухгалтером. Для реализации этой цели по направлению округа окончила двухгодичный курс в Академии администраторов образования по специальности «менеджер образования». Училась работать с нормативными документами, со сметой, вникала, что такое смета по потребности, как правильно составить смету под фактически выделенные ассигнования, какие статьи считаются приоритетными (без них учреждение не сможет существовать), как распределять денежные ассигнования по кварталам, на каких условиях заключать договора.

За это время я и мой коллектив научились при строгом соблюдении действующего законодательства максимально эффективному использованию имеющихся ресурсов: материальных, кадровых, финансовых. В 2006 году Правительство Москвы утвердило финансовые нормативы затрат на каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения в соответствии с видом учреждения.

С января 2007 года все дошкольные учреждения перешли на нормативное финансирование, тогда наша финансово-хозяйственная самостоятельность и стала напрямую зависима от норматива.

В детском саду работают 13 возрастных групп, которые посещают 250 воспитанников: это группа раннего возраста, 4 «адаптационные» группы кратковременного пребывания для детей от 1,2 мес. до 3 лет, 3 группы для детей, требующих особого подхода в коррекции речевого развития и 5 групп для детей дошкольного возраста.

Мы видим, что объем финансирования дошкольного образования индексируется ежегодно, но, все проанализировав и просчитав, я пришла к выводу, что в нашем детском саду рентабельней открывать ГКП, они очень востребованы и требуют меньше затрат, чем группы с 12-часовым пребыванием.

Кроме государственного финансирования, мы частично пополняем бюджет за счет средств родителей в виде родительской оплаты за содержание ребенка в детском саду, которая по постановлению правительства также зависит от вида учреждения.

В нашем саду, Центре развития ребенка, это 1210 рублей, а для детей ГКП – 550 рублей.

Но этим же постановлением определены категории семей по льготной оплате за содержание ребенка.

Количество льготников из года в год увеличивается. В 2009 году из 36% льготников 16% имели льготу в 100% (в месяц – 49 тысяч рублей, в год – 566 тысяч рублей). К сожалению, в 2008 году эти деньги не компенсировали. Поэтому доля родительских выплат от общего объема расходов на содержание ребенка составила в 2007 году 12%, в 2008 году – 8%.

Следовательно, чем больше льготников, тем меньше средств.

Переход на нормативное финансирование для нашего учреждения выявил неожиданные проблемы: то, что было нашей гордостью, стало и нашей проблемой.

В детском саду стабильный, работоспособный, высокопрофессиональный коллектив. Из 34 педагогов высшее образование имеют 18 человек (53%), среднее – 16 человек (47%). Высшую квалификационную категорию имеют 53% сотрудников, первую квалификационную категорию – 36%, вторую квалификационную категорию – 9%, по единой тарифной сетке работают 3% сотрудников. У нас работает заслуженный учитель, 21 отличник народного просвещения и почетный работник общего образования РФ. Такой высокий профессиональный уровень позволяет ДОУ работать в режиме трех городских экспериментальных площадок:

«Трансформеры здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях разного типа» (разрабатывается и обосновывается оптимальный вариант оздоровительно-профилактической работы). Научный руководитель – доктор медицинских наук Петр Храмцов;

«Разработка комплексной модели оздоровления, воспитания и физического здоровья детей» (работа ведется с 1999 года, создается программная технология по обучению детей плаванию в условиях бассейна и домашних ванн на основе авторской физкультурно-оздоровительной программы «Плыви малыш»). Руководитель – кандидат педагогических наук Юрий Семенов;

«Московское образование: от младенчества до школы» (работа в рамках Ресурсного центра «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур»). Научный руководитель – кандидат педагогических наук Наталья Родина.

В итоге оплата труда такому коллективу, конечно, высокая: если в 2007 году ассигнования на зарплату составляли 85% от бюджетного финансирования, то 2009 году – 91%. Я делаю все для того, чтобы сохранить коллектив и достойную оплату труда.

В нашем ДОУ на протяжении 18 лет выдерживается высокий уровень работы; дети посещают детский сад от 196 до 185 дней в году (количество дней снижается из-за открытия групп кратковременного пребывания).

Анализ 3 лет показал, что ассигнования на питание составляют 14% от бюджетного финансирования.

Чем выше день функционирования, тем больше нужно средств на питание. Как мы видим, средств бюджета на питание не хватает, и мы их компенсируем за счет внебюджета.

Но заработная плата и питание не единственные затраты детского сада. Есть еще транспортные услуги и целый спектр договоров на обслуживание детского сада, все это финансируется из средств по оплате родителей за детский сад.

Тревогу вызывает высокая индексация цен по договорам и увеличение их количества.

Вот, например: внебюджетные средства дают нам возможность погасить дефицит бюджета. Кроме того, мы составляем план работы, который позволяет нам не только выйти из дефицита, но и выделить средства на развитие учреждения. Это достигается за счет жесткого планирования, контроля (еженедельного, ежемесячного).

Экономия осуществляется за счет:

оплаты по договорам только за фактически проведенные работы по актам выполненных работ (не формально, а реально) согласно договорам;

закрытия учреждения в связи с отсутствием контингента детей 1.07 по 15.08 дает возможность в этот период экономить на питании детей, на транспорте, на всех договорах (кроме аварийки и обслуживания холодильной камеры). Экономия по заработной плате дает возможность выплаты по очередным отпускам и возможность передвижки денег на питание и выплаты единовременной надбавки сотрудникам за личный вклад каждого в развитие учреждения;

открытия дополнительных групп кратковременного пребывания детей по социальному запросу родителей становится источником получения дополнительных ассигнований от государства.

Коммунальные услуги не входят в норматив финансирования учреждения, а ассигнования выделяются по отдельному коду. Строжайшая экономия воды, света, тепла дает возможность делать передвижки и использовать данные средства на развитие учреждения и повышение качества дошкольного образования.

Разумеется, финансовая самостоятельность, в рамках которой мы работаем на протяжении 16 лет, не самоцель, не легкий путь, это огромная ответственность руководителя за каждое принятое решение, но, с другой стороны, и возможность направлять денежные ассигнования в том направлении, которое наиболее приоритетно и более значимо для развития учреждения. И как результат – повышение качества дошкольного образования, комфортность пребывания ребенка в дошкольном учреждении, создание предметно-развивающей среды для полноценного развития ребенка.

С января 2008 года детский сад №1787 стал ресурсным центром «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Цель нашей работы – определение условий для успешного вхождения в школьную жизнь детей разных национальностей с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности (в соответствии с Декларацией о культурном разнообразии ЮНЕСКО).

Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

– Разрабатываем модель приобщения двуязычных дошкольников к русскому языку и культуре в объеме, достаточном для полноценного пребывания детей в коллективе, где обучение ведется на русском языке.

– Добиваемся повышения профессиональной компетентности педагогов в области детского двуязычия и интеркультурного воспитания.

– Формируем грамотную и компетентную позицию современных родителей по вопросам воспитания двуязычных детей.

Работа воспитателей и всех специалистов детского сада строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, уважении его как личности. На базе нашего ресурсного центра разработаны «Методические рекомендации по обучению русскому языку как второму»; памятка «Родителям о детском двуязычии», которые в данный момент проходят экспертную оценку

Высокий профессионализм педагогического коллектива позволяет дошкольному учреждению сотрудничать с педагогическим колледжем №15, Институтом физической культуры МГПУ, дефектологическим факультетом Московского педагогического государственного университета по подготовке молодых специалистов.

Мы сотрудничаем с Московским городским институтом открытого образования (кафедра дошкольной педагогики и методики), для которого ДОУ стало базовым по проведению практических занятий с руководителями дошкольных учреждений разных категорий Москвы в рамках курсовой подготовки.

Думаю, все наши победы подтверждают правильность выбранного пути.

2004 год – первое место в городском конкурсе «Сердце, отданное детям», второе место в Московском городском конкурсе «Первые шаги».

2007 год – первое место в окружном конкурсе «Лучший проект занятия по физическому воспитанию коррекционной направленности и тренажеров для профилактики деформации стопы».

2007 год – по итогам работы коллектив дошкольного учреждения награжден премией Южного округа имени А.Талоновой за работу по созданию авторского дошкольного учреждения.

2008 год – первое место в Московском городском конкурсе «Детский сад будущего» в номинации «Ребенок в многонациональном мегаполисе».

2008 год – первое место в Московском городском конкурсе «Воспитатель года- 2008». Но победы не только наша гордость, но и 4,5 миллиона рублей на развитие учреждения.

И самое главное – наши дети окружены теплом, любовью и добротой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте