search
main
0

Настоящие изобретатели

Занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Свойства магнита».

Программные задачи- Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком.- Продолжать учить самостоятельно принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки.- Продолжать учить делать обобщения.- Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами.- Активизировать в речи детей слова: «притягивает», «примагничивает», «магнитные силы»; обогатить словарь детей словосочетанием «магнитное поле».- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.- Воспитывать желание приходить на помощь другим.Оборудование: посылка, письмо из Цветочного города, металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, магниты, емкости, песок, стакан с водой, картон, схемы опытов, иллюстративный материал: резиновый мяч, дерево, гвоздь, тарелка, книга, металлические опилки, компас, растительное масло, ткань, кубы, дорожка из материала.Ход занятияВоспитатель: Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и другие предметы. Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?Дети: Выбрать все железные предметы.Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали от остальных?Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит, он притягивает железо.Воспитатель: Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?Дети: Надо провести магнитом над предметами, и железные детали притянутся.Воспитатель: Приступайте!Опыт. Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магниту.Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?Ребенок: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели.Материал. Притягивается ли магнитом?Резина    -Дерево    -Железо    +Пластмасса    -Стекло    -Какие вы молодцы, помогли малышам из Цветочного города и самостоятельно узнали первое свойство магнита (см. схему 1).Воспитатель: Вы видели, как магнит притягивает железные предметы. Почему так происходит?Дети: Потому что на них действуют магнитные силы.Воспитатель: Как же увидеть магнитные силы? Подумайте. У вас для этого есть железные опилки, магнит, картон.Ответы детей.Воспитатель: Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия.Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло?Дети: Они притянулись к картону в том месте, где находится магнит, – примагнитились.Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы?Дети: Магнитное поле.Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле – это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор. Если магнит круглый, то и узор круглый, если прямоугольный, то магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле, это его второе свойство (см. схему 2).А теперь внимание! Как-то раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти? Посоветуйте.Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть: если светит солнце, стекло часов заблестит; можно магнитом провести над песком, корпус часов железный, и часы притянутся.Воспитатель: Молодцы, правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили.Ребенок: Я провел магнитом над песком, и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок (см. схему 3).Воспитатель: А через воду магнитные силы пройдут? Проверьте, используя магнит. Приступайте.Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.Ребенок: Я провел над стаканом с водой магнитом, и гвоздь, лежащий в воде, притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду (см. схему 4).Воспитатель: А пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте.Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.Ребенок: Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.Воспитатель: Правильно, молодец (см. схему 5). Давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах.1-й ребенок: Магнитные силы проходят через песок.2-й ребенок: Магнитные силы проходят через воду.3-й ребенок: Магнитные силы проходят через картон.Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.Воспитатель: Это еще одно, третье свойство магнита.Физкультминутка. Воспитатель – магнит, дети – железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути).Воспитатель: Мы уже знаем три свойства магнита. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.Дети подносят два магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.Воспитатель: Что вы сделали и что у вас получилось?Ребенок: Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись. Значит, магниты притягиваются.Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте, что получится.Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что у вас получилось.Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами, и они оттолкнулись. Значит, магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.Воспитатель: Вот мы и узнали еще одно, четвертое, свойство магнита (см. схему 6).Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились.Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов.1-й ребенок: Магнит притягивает железные предметы.2-й ребенок: Магнит имеет магнитное поле.3-й ребенок: Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон).4-й ребенок: Два магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.Воспитатель: Вы сегодня на занятиях были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось на занятии?Ответы детей.А сейчас, в конце нашего занятия, я познакомлю вас с одним интересным прибором – это компас. Люди изобрели его для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная – на юг. Давайте и мы с вами попробуем сделать компас. Возьмите иголку и потрите ее о магнит: натирать нужно строго в одном направлении, проведя магнитом по иголке не менее 20 раз. Внимание! Обращаться с иглой нужно очень осторожно, чтобы не уколоться. Приступайте!Дети работают.Положите намагниченную иглу на пенопласт и опустите в воду, конец намагниченной иголки укажет на север. Сколько бы вы ни поворачивали диск, иголка все равно будет устанавливаться в определенном направлении. Попробуйте повернуть диск и понаблюдайте, что произойдет.Дети: Стрелка возвращается и указывает на север.Воспитатель: Давайте сравним с настоящим компасом. Что вы увидели?Дети: Намагниченная стрелка компаса показывает в том же направлении, что и намагниченная иголка, на север. Значит, у нас получился настоящий компас.Воспитатель: Видите, какие вы молодцы, настоящие изобретатели. Мне очень понравилось с вами заниматься, спасибо. На этом наше занятие окончено.​Ирина БОГДАНОВА, воспитатель детского сада комбинированного вида «Чебурашка» города Брянска, участница ХII конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте