search
main
0

Наследие поколений

Вовлечение детей в сохранение народного искусства и исторической памяти

Несколько лет назад появилась прекрасная традиция посвящать наступающий год культурному явлению или проблеме, которая нуждается в разрешении и рассмотрении. На заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям было принято решение, что 2022‑й будет Годом народного искусства и культурного наследия.

Мы живем в интересное и сложное время, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это касается нашего прошлого, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей? О чем они мечтали, рассказывали и пели? Что передавали своим детям и внукам? Найти ответы на эти вопросы – значит восстановить связь времен.

Мы должны не только сами сохранять историю, но и передавать ее нашим детям. Ребенок с самого рождения невидимыми нитями связан с нашими далекими предками: с их традициями, культурой, мышлением. И только ребенок сможет связать их с нитями будущего. Это становится возможно через приобщение к достижениям материальной и духовной культуры.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он шаг за шагом помогает ребенку расти и узнавать новое. Во многом от него зависит, какой культурный багаж будет сформирован у учеников, что именно они вынесут со страниц учебников. Через изучение истории, традиций, народного костюма учитель погружает ребят в прошлое, готовит к жизни в современном обществе и приоткрывает дверь в мир будущего.

Романовская школа строит свою работу в области воспитания, руководствуясь девизом «История. Духовность. Будущее». Это полноценная программа патриотического и духовно-нравственного воспитания, в основе которой лежат неизменные ценности и ориентиры, которые передаются из одного поколения в другое. Вопросам изучения объектов народного искусства и сохранения культурного наследия уделяется особенное внимание. Ведь только имея нерушимую связь с прошлым, можно строить успешное и счастливое будущее.

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления и воспоминания являются очень важными для формирования личности: взглядов, ценностей, принципов, увлечений. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры.

Ученики начальной школы посещают мастер-классы народных промыслов России – гжель, богородская игрушка, полховско-майданский промысел матрешки. Ребята постарше участвуют в проведении традиционных народных праздников – Покров, рождественская ярмарка, Масленица, Пасха.

В этом году в рамках Всероссийского конкурса «Московский соловей», который организует Романовская школа, была открыта новая уникальная номинация «Традиционное народное пение». На сцене школы в рамках гала-концерта выступали коллективы из разных уголков России. Они представляли национальные костюмы и исполняли фольклорные песни. Многие коллективы ведут работу по сохранению настоящей традиционной русской культуры, и очень важно, чтобы они могли делиться опытом, общаться и делать такое важное дело вместе. Именно для совместной работы, а также для популяризации народного искусства и была нами создана отдельная номинация. В тот день мы все убедились, что в России живет очень много талантливых и одаренных детей.

В течение нескольких лет в Романовской школе реализуется проект сохранения культурного наследия «Будь достоин памяти великих предков». В рамках него состоялась межрегиональная конференция научно-исследовательских работ, победители которой были награждены поездкой в Санкт-Петербург. Ребята посетили Музей Александра Невского, диораму Невской битвы, Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру и многие другие памятники истории и культуры. На стратегической сессии между школами-партнерами было принято решение и подписан договор об организации детского исторического движения «Наследие поколений».

Дети и подростки менее всех остальных защищены от негативных воздействий. В первую очередь в силу несформированности мировоззренческих позиций. Поэтому перед нами как перед педагогами стоит большой вопрос: какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности? Ответ кроется в знакомстве с традициями и обычаями русского народа, воспитании любви к истории своей страны. Это базис, с которого нужно начинать. Невозможно сохранить наш культурный код, если не передавать его детям. Невозможно передать его детям, если не привить им любовь и уважение к искусству и творчеству.

Особое внимание стоит уделить изучению народной культуры, фольклора и ремесла. Все это воздействует на развитие чувства прекрасного, расширяет кругозор, раскрывает творческие способности и формирует общую духовную культуру.

Татьяна ЩИПКОВА, директор Романовской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте