Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наши учебники написаны тремя поколениями

Учительская газета, №39 от 27 сентября 2005. Читать номер
Автор:

Виктор Павлович ДРОНОВ родился 16 июля 1949 года в Москве.В 1972 году окончил географо-биологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Работал в школе № 292, в Госплане РСФСР. С 1975-го работает на родном факультете. Декан геофака МГПИ с 1990 года. Профессор, доктор географических наук, член-корреспондент Российской академии образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Под редакцией Виктора Дронова в издательстве «Дрофа» вышли учебно-методические комплекты (УМК) для шестого и восьмого-девятого классов: «География. Землеведение» и «География России». В каждом комплекте помимо учебника должны быть методическое пособие, рабочая тетрадь и атлас. УМК для седьмого класса – «География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны» – школы получат к середине 2006 года. Создают УМК по географии три поколения авторов. Профессор Витольд Ром был учителем Виктора Дронова, а Александр Лобжанидзе и Людмила Савельева учились уже у Виктора Павловича.

– Это было правильное решение министерства: учебно-методические комплекты должны составлять одну «линию», создавая преемственность между курсами разных классов. «Линия» учебников должна быть целостным произведением, а для этого входящие в нее учебники должны быть написаны единым авторским коллективом, куда входят и ученые, и методисты. Для наших УМК мы взяли за основу материал из уже известных учебников, относительно свежих, но уже хорошо зарекомендовавших себя в школьной практике. Это «География России. Природа» Ирины Бариновой, «География России. Население и хозяйство», написанный мною и Витольдом Яковлевичем Ромом, и «География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы, страны» Ираиды Владимировны Душиной, Валентины Александровны Коринской и Владимира Андреевича Щенева. Учителям, которые будут работать с нашими новыми комплектами, не придется резко перестраиваться.

Все учебники линии соответствуют по своему содержанию федеральному компоненту государственного стандарта и отвечают требованиям концепции модернизации образования (авторами концепции модернизации содержания географического образования являются академики РАО В.П.Максаковский и В.П.Дронов. – Ред.). Основные идеи концепции обновления содержания географического образования с целью его гуманизации, применение комплексного подхода к характеристике территорий и развитие у учащихся средствами географии ключевых компетенций.

Новизна учебников линии состоит в том, что в них материал излагается в соответствии с принятым курсом на переход от раздельного преподавания экономической и физической географии к комплексному географическому страноведению, при котором изучаются в совокупности три главнейшие характеристики региона – природа, население и хозяйство. Благодаря такому объединению удается добиться разгрузки школьной программы и достичь большей эффективности. Раньше каждый регион России приходилось изучать по два раза, и у школьника при этом не складывалось реального, целостного представления о конкретной территории. Когда девятиклассникам рассказывали о населении и хозяйстве, скажем, Западной Сибири, они уже почти ничего не помнили о ее природе, которую изучали всего год назад.

Еще одна тенденция в преподавании географии – большое внимание к человеку, стремление показывать окружающий мир его глазами. Например, в нашем учебнике для шестого класса каждый раздел завершается параграфом, посвященным взаимодействию человека с только что изученным компонентом природы. Мы подчеркиваем, что по своим масштабам воздействие человека на земную кору уже сопоставимо с природными процессами, и те времена, когда загрязнений было мало и природа с ними справлялась, закончились навсегда. Хочется, чтобы ученики поняли, что с развитием человечество не стало меньше зависеть от природы.

В соответствии с новым стандартом созданные нами учебно-методические комплекты освобождены от некоторых сугубо специальных научных понятий и терминов. Например, такие категории, как «территориально-производственные комплексы», сложные расчеты различного рода коэффициентов будут перенесены в программу старшей профильной школы. В общеобразовательной школе не нужно гнаться за излишней научностью, ведь целью школьной географии не является подготовка ученых-географов, обладающих фундаментальными знаниями, и география, как и другие школьные предметы, должна не просто сообщать ребенку некий набор знаний. Некоторые учителя – я собираю их отзывы о наших учебно-методических комплектах на курсах повышения квалификации, специальных семинарах – принимают это в штыки. Им кажется, что географию «ужимают», что они не успевают передать детям все те сведения, которые считают нужными… Но ведь голова ученика не резиновая! Если физик начнет сверх меры загружать школьника физикой, биолог – биологией, химик – химией, то ученик в результате не запомнит ничего.

Сейчас на первый план в обучении выходит формирование ключевых «компетенций» – важнейших для современного образованного гражданина практических навыков: умения работать с информацией, общаться, решать жизненные проблемы, используя знания, полученные в школе. Школьнику, которому предстоит хозяйствовать в завтрашней России, чрезвычайно важно представлять, что у нас в стране демографический кризис, крайне неблагоприятная экологическая ситуация на значительной части территорий. Понимание этих проблем и возможных путей их решения должно перерасти у него в патриотические, гражданские убеждения, которыми он будет руководствоваться в течение всей жизни.

В ближайшем будущем мы планируем заняться созданием современных средств сопровождения для нашей линии учебно-методических комплектов. Это будут электронные энциклопедии, атласы, подборки ссылок на специализированные сайты… Мне кажется, в будущем на форзаце каждого школьного учебника появится кармашек для электронного диска с дополнительными материалами. Обратите внимание: бумажный учебник не умрет! В развитых странах уже пытались заменить обычные школьные пособия их компьютерными аналогами. Но все равно в результате вынуждены были возвратиться к бумажному учебнику.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту