Мой папа Николай Валентинович Савин, пока не ушел на пенсию, работал в школе, а до этого целых пятнадцать лет был инженером на Саранском механическом заводе. И вдруг неожиданно для всей нашей семьи как-то вечером он сказал: «Ухожу в школу, буду детей учить». Мама решила, что он шутит: «Может быть, сначала в педагогический поступишь, лучше на дневное отделение, потом тебя проверят на профпригодность». Но он в ответ: «Завтра же напишу заявление об уходе». Для меня, тогда ученицы 7-го класса, это тоже было неожиданной новостью. Хотя я не раз слышала, как наша классная, да и директор школы тоже, замечали: «Вам, Николай Валентинович, в школе бы работать, дети в вас души не чают».
Пока мы с братом один за другим учились, он был бессменным председателем родительского комитета школы. Выпускал с нами газеты: сатирическую – «Колючка» и веселую и одновременно познавательную «Потомки Архимеда», писал с ребятами сценарии вечеров, снимал фильмы, водил нас в походы, в том числе и на байдарках. Мама Гены Жукова и сейчас вспоминает, что ее сын и другие мальчики научились чисто мужским навыкам благодаря папе: ремонтировать и даже строить лодки, чинить велосипеды, а потом компьютеры и телефоны. Папу приглашали в школу много лет, потому что ему нравилось работать с детьми, но окончательно решил он сменить профессию после одного случая. Однажды после занятий в школе сбежал Павел Самсонов. Трехдневные поиски не дали результатов. Папа долго беседовал с каждым из его друзей, убедительно, как умеет только он. Просил, если Павел каким-то образом объявится, уговорить его связаться с ним, обещал ему помочь. И вот Павел позвонил, и почему-то ночью. Папа долго с ним говорил, спокойно, даже ласково. А потом беседовал с учителями, его родителями. Мальчик вернулся. Вот тогда его еще более настойчиво стали просить перейти в школу: «Переходите к нам, у нас для вас будет много работы, даже трудные ученики, подобные Павлу, слушаются вас. Вы же прирожденный педагог, вы ведь тоже чувствуете свое призвание». И папа наконец согласился.Папа, естественно, преподавал физику и нередко заменял математика. А еще он так умел воздействовать даже на отпетых хулиганов, от которых страдали многие учителя, что они становились послушными и даже к учебе лучше стали относиться. Нет, он не ругал этих мальчиков, он просто с ними общался, им было интересно с ним, даже приглашал их к себе домой или водил на экскурсию на свой родной завод. Не раз приходилось видеть, как эти мальчишки вместе с моим братом Костей что-то паяли, пилили, строгали под руководством папы. Мама иногда сердилась на них за то, что нормальное жилое помещение превратили в мастерскую.Вообще-то в нашей семье вполне могла сложиться педагогическая династия. Дело в том, что моя бабушка по папиной линии Анастасия Георгиевна и ее сестра Мария Георгиевна были учителями. Я тоже сначала хотела поступить в педагогический. Но, поддавшись на уговоры подруги, пошла в медицинский. Теперь я детский врач. Тоже в какой-то степени причастна к воспитанию детей. Мой брат окончил технический вуз, но несколько лет преподавал в Саранском политехническом техникуме. Зато моя дочь София учится в педагогическом и, судя по всему, будет учителем. Ирина ДАДОНОВА, врач, Саранск
Комментарии