В последние годы в педагогической науке и практике все большую популярность приобретают словосочетания «образовательное пространство», «образовательная среда», используемые при описании образовательной ситуации в отдельном образовательном учреждении, округе, городе. В реально существующих ростках интеграции в сфере образования усматривается уже формирующееся единое образовательное пространство, которое направляется «образовательной политикой», задающей образовательным учреждениям основные цели, общие подходы к содержанию, методам, технологиям. Однако не менее важным становится и такое понятие, как «коммуникационное пространство».
В системе работы по созданию коммуникационной среды окружная методическая служба Северного округа создает необходимые условия учителям, воспитателям для непрерывного образования, компенсирует недостающие знания, помогает адаптироваться к новым условиям в развитии системы образования, экспериментальной и инновационной деятельности, способствует формированию и развитию профессиональной, информационной культуры педагогов.
Учитывая, что профессиональная культура современного педагога включает такие составляющие, как:
– глубокие теоретические знания в той сфере педагогической деятельности, в которой педагог работает (в том числе и связанной с экспериментальной работой);
– психолого-педагогическую подготовку как по общим основам педагогики и психологии, так и педагогическим системам, возрастной психологии и др.;
– владение необходимыми навыками применения этих знаний в практической работе с детьми, многообразием педагогических технологий, знание основ научной организации педагогического труда;
– наличие необходимых способностей и их развитие,
методический центр выбрал для себя в качестве одного из приоритетных направлений формирование коммуникативного пространства округа. И это не случайно, ибо повышение роли информационной культуры в структуре педагогической деятельности определяется сегодня очень многими факторами: резким увеличением объемов информации; неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
Знания, умение работать с информацией, способность ориентироваться в потоке информации, на основе самоанализа и самооценки отбирать необходимую информацию, избегать информационных перегрузок, появление сформированных информационных потребностей составляют основу информационной культуры педагога. Без этого немыслима организация коммуникационной среды. Это хорошо понимают работники методического центра.
Существенное значение в формировании и развитии коммуникационного пространства имеет изучение информационных потребностей участников образовательной системы округа.
В практике работы методистов используются разнообразные методы изучения информационных и профессиональных потребностей педагогов: анкетный опрос, наблюдение, интервьюирование, собеседование, изучение спроса на литературу, анализ тематики индивидуальных консультаций, результатов диагностики (в области научных знаний, образовательных технологий, научно-методического обеспечения образовательной деятельности, воспитательной работы).
Компьютеризация системы образования обусловливает необходимость подготовки педагога к использованию компьютера.
В условиях формирования и развития информационной образовательной среды в образовательных учреждениях стали широко использоваться мультимедийные программы, информация, содержащаяся в интернете, на CD. Активно внедряются в практику работы учителей округа информационно-коммуникативные технологии.
Поэтому в системе методической работы на всех уровнях актуальным становится проведение занятий с педагогами по следующим проблемам:
– методика использования мультимедийных программ на учебных занятиях с учащимися, во внеурочное время;
– особенности методов использования мультимедийных программ, информационных технологий при изучении дисциплин различных циклов;
– ознакомление педагогов с содержанием имеющихся CD по всем образовательным областям;
– методы отбора информации в интернете для проведения учебных занятий.
Значительное место в системе методической работы продолжают занимать стимулирование самообразования, индивидуальные консультации, организация стажировок, анализ учебных занятий, результатов обучения, воспитания и развития детей, различные формы групповой, массовой методической работы (методические объединения, семинары, лекции, творческие группы, педагогические мастерские и др.).
Деятельность методического центра по формированию коммуникационной среды в окружной системе образования включает несколько важнейших направлений деятельности:
– научно-методическое обеспечение создания коммуникационной среды;
– программно-методическое обеспечение, методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности;
– организационное обеспечение создания коммуникационной среды;
– повышение квалификации педагогических кадров образовательных учреждений.
Важным направлением в работе методического центра стали также информационное обеспечение деятельности образовательных учреждений через определение способов и системы информирования образовательных учреждений; определение внутренних и внешних источников информации для обеспечения функционирования, развитие через методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений; разработка основных требований к минимуму содержания, количеству и качеству информации, формы использования средств массовой информации для информирования работников образования, населения, родителей об основных направлениях деятельности и развития системы образования округа и др.
В рамках реализации этих направлений методическая служба в округе:
– формирует массив информации об основных направлениях развития экспериментальной и инновационной деятельности городских и окружных экспериментальных площадок, научном, научно-методическом ее обеспечении, результатах образовательного процесса в окружной системе образования, об информационных профессиональных потребностях педагогических работников образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;
– создает банки педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической, оправдавшего на практике педагогического опыта и др.);
– проводит мониторинг состояния, результатов и перспектив развития экспериментальной и инновационной деятельности;
– осуществляет информационно-библиографическую деятельность;
– организует сетевое информационно-коммуникационное обслуживание образовательных учреждений; способствует формированию локальных информационных сетей, включению образовательных учреждений в глобальную сеть «Интернет»;
– анализирует состояние научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения образовательных учреждений района, округа в области информационно-коммуникационных технологий;
– обеспечивает библиотечно-библиографическое обслуживание образовательных учреждений по проблемам образования, научно-методическую поддержку образовательной деятельности, в том числе и в части эксперимента;
– готовит, издает и тиражирует различного рода информационные, методические материалы в пределах своей компетенции.
Один из элементов сетевой структуры – специализированная модель методического учреждения, постоянным компонентом в которой становится структурное подразделение экспериментальной и инновационной деятельности. Его работа организуется на принципах горизонтальной и вертикальной коммуникации. Субъектами данной сетевой организации стали органы управления образованием, образовательные учреждения, институты, другие методические учреждения, педагоги. Между этими компонентами сетевой структуры и внутри их выстраивается процесс взаимодействия, который обеспечивает профессиональные информационные потребности педагогов, создает единое коммуникационное пространство, а в нем осуществляется взаимодействие с вузами, научно-методическими учреждениями города; экспериментальными площадками, работающими по различным проблемам; опорными образовательными учреждениями; школьными методическими службами и так далее.
В формируемой сетевой организации экспериментальной и инновационной работы происходит повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: увеличивается круг взаимодействия участников, наблюдаются опосредованные связи, а следовательно, результаты работы педагогов становятся более продуктивными.
Сегодня очевидно, что создание коммуникационной среды способствует:
– совершенствованию механизмов развития образовательных учреждений на основе использования банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
– созданию методических структур обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, выстраивать учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;
– формированию сетевого информационного пространства в системе непрерывного образования педагогов;
– созданию и использованию компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых;
– в конечном итоге – обновлению содержания образования и повышению его качества.
Значительное место в практике работы методического центра округа занимает подготовка различных информационных материалов: справок по результатам изучения и анализа экспериментальной и инновационной деятельности, проведения экспертизы авторских программ, ознакомления с учебниками, учебно-методическими комплектами; письменных заключений по итогам экспертизы; описания опыта работы учителей, руководителей образовательных учреждений; разного рода методических рекомендаций, положений и программ конкурсов, выставок и других мероприятий, проводимых в округе.
Наряду с подготовкой методических, информационных, справочных материалов все большее место в системе информационной работы методического центра начинает занимать издательская деятельность. Издаются справочные материалы, материалы о педагогическом опыте как в отдельных окружных сборниках, так и в педагогических и методических журналах, отдельными книгами, брошюрами. Немаловажный фактор – использование возможностей средств массовой информации округа и города.
Анализ созданных электронных образовательных ресурсов показывает, что их использование может оптимизировать деятельность всех структур системы образования, что предполагает овладение всеми работниками педагогических учреждений современными информационными технологиями. Использование сетевых информационных ресурсов существенным образом повлияет на выбор методов, форм и технологий методической поддержки педагогических кадров.
Создание сетевых методических сообществ обеспечивает профессиональный рост его участников на основе обмена опытом собственной деятельности, анализе передового педагогического опыта и взаимной поддержке с целью решения практических проблем. Исходя из этого методический центр считает перспективным использование сетевых сообществ в решении задач повышения квалификации учителей на основе дистанционного образования.
Формирование коммуникационного пространства рассматривается методическим центром как стратегия изменения содержания всей системы методической работы, что особенно актуально в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», проектов московская «Школа Будущего», «Детский сад будущего».
Анна Ботнева, директор методического центра Северного округа
Комментарии