search
main
0

Наша беда – троечники. Где найти профессионалов?

Потомственный педагог, отдавший образованию более 30 лет, Александр Владленович Малкин по праву считает себя профессионалом. Он гордится тем, что продолжает педагогическую династию в том же самом районе, где работали учителями и директорами школ его бабушка Прасковья Дмитриевна Райхлина и мама, ветеран педагогического труда, заслуженный учитель РСФСР Маргарита Робертовна Малкина. Самому Александру Владленовичу довелось побывать в роли и учителя истории, и заместителя директора, и директора школы. Свою управленческую деятельность он начинал с должности специалиста в управлении образования. К настоящему времени его стаж муниципальной службы составляет 16 лет. Жена Александра Владленовича тоже учитель, поэтому все проблемы образования в семье Малкиных обсуждаются часто, переживаются остро и принимаются близко к сердцу. Свой разговор с начальником Управления образования Канавинского района Нижнего Новгорода я тоже начала с вопроса о проблемах.

– Главная проблема нашего образования в том, что недостаточно профессионалов-управленцев. Считаю глубочайшей ошибкой мысль о том, что любой менеджер может управлять школой, руководить учебным процессом. Вторая проблема – чисто управленческая. Нашей деятельности недостает системности, плановости. Зачастую руководители занимаются ответами на запросы, составлением отчетов, сбором информации, не связанной с прямым и основным делом – образованием. Еще один момент. Замечательно, что в школу пришли новые информационные технологии, они нам в чем-то помогают, но серьезно повлиять на ситуацию в образовании они, как это ни грустно, не могут. Все-таки основная причина падения уровня преподавания и соответственно качества знаний –  проблема кадров. И пока мы закрываем на нее глаза, ничего не изменится. К сожалению, мы,  кому сегодня 45-50 лет,   последнее поколение учителей, которые не могут прийти на урок неподготовленными, не могут не проверить домашнее задание. А после нас пришли совсем другие педагоги. Есть, конечно, и среди них приятные исключения, поражающие добросовестным отношением к делу, но основная масса не такова. Не могу не сказать о крайне низком уровне квалификации предметников. И возможно, дело не в том, что их плохо учат в пединститутах, а в том, что туда приходят, увы, только троечники. Они просто не в состоянии взять того объема знаний, который им дается. Не самые лучшие кадры шли в педагогический и в мое время, но сегодня в школы попадают вообще случайные  люди. Учительство постоянно испытывает давление – педагогам то и дело напоминают о том, что они бюджетники. Наверное, ничья зарплата не обсуждается так часто, как зарплата учителей. Зарплата – это, безусловно, не единственный, но очень важный управленческий ресурс, поэтому без повышения оплаты труда – значительного, в разы увеличения именно базовой ставки – мы не сможем решить проблему кадров. Вот взять наш район, в сети дошкольных образовательных учреждений у нас 29 садиков. Кроме того, строим новые, ремонтируем те, что были когда-то перепрофилированы, открываем новые группы, поскольку очередь на места огромная, одна из самых больших в городе. Но специалисты уже бьют тревогу: как начинать работу, если многие воспитатели за лето поувольнялись? С нищенской зарплатой люди не хотят работать. Кто будет заниматься с детьми и развивать их? Придут непрофессионалы, те,  кто захочет пойти в садик ради места для своего ребенка,  и мы возьмем их, потому что выбора нет. Что с них будем спрашивать? Если человек не отдает себя делу, то ни о каком качестве не может идти речи. Конечно, есть энтузиасты, но они не определяют общего уровня, а возвышаются над ним. А потом и у энтузиастов есть предел возможностей. Педагоги, работающие по-настоящему, уже к 45 годам, как правило, выгорают. И это очень заметно. Выслугу лет ведь не зря придумали. А учитель должен стремиться к совершенству, у него должна быть потребность в творчестве и развитии. С другой стороны, мало стало и хороших ремесленников, работающих стабильно, добивающихся результатов. – Александр Владленович, а как же новая система оплаты труда? С ее помощью хотели решить проблему стимулирования. – В целом это, безусловно, очень прогрессивная система. Но, как ни крути, объем фонда оплаты труда зависит от общей нагрузки всего коллектива. Получается, что в новых условиях сегодня может выжить и жить неплохо только большая школа. Там при большом количестве параллелей директор имеет возможность оперировать стимулирующим фондом. Кроме того, из стимулирующего фонда руководители должны доплачивать работникам до МРОТ.  Например, ставка технички 2600. Ей необходимо доплатить до минимального размера, то есть еще около 2 тысяч. Эти деньги могли бы быть направлены на стимулирование труда работников, качественно выполняющих свои обязанности.  Когда началась модернизация системы, было два подхода, один из них – подушевое финансирование. Проблема долго обсуждалась, говорили, деньги должны пойти за учеником, но эта идея, опять-таки прогрессивная, так и  не реализована и не может быть реализована в принципе. Потому что у всех школ, лицеев и гимназий разные стартовые возможности. Если бы мы (условно говорю) построили энное количество школ на одинаковое количество учащихся с одинаковыми микроучастками вокруг и после этого вступили в конкурентную борьбу, то дело было бы другое. Хотя поиск своего места в образовательном пространстве  района, города, страны и вообще мысль о необходимости конкурентной борьбы между ОУ для меня, например, вопрос спорный. Я считаю, что вообще российская система образования, которая выросла из французской системы с ее жесткими учебными планами, одинаковым контролем знаний, была очень неплохой. И долгое время она именно этим и брала. То есть  все было одинаково для всей страны. Был единый учебный план, один учебник, но зато ребенок, переезжая из города в город, не испытывал никаких проблем с усвоением знаний. Хорошо это или плохо? Или взять ЕГЭ. Идея независимого объективного внешнего контроля знаний, безусловно, замечательная, прогрессивная, но давайте смотреть правде в глаза – ни один ребенок самостоятельно не сможет подготовиться к ЕГЭ по математике на высокий балл без дополнительных занятий, даже если у него замечательный школьный учитель. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте