Как-то накануне Дня защитника Отечества директор 506-й московской школы настоятельно порекомендовал преподавателю ОБЖ Григорию Тимофеевичу Петренко прийти на праздничное мероприятие в форме. Своего наставника при полном параде школьники встретили восторженно: вот он какой – наш учитель! А самый недисциплинированный из его учеников, с которым педагогу не раз приходилось посещать кабинет директора, подошел и, зачарованно разглядывая боевые ордена и генеральские погоны, произнес виновато: «Извините меня, Григорий Тимофеевич! Я ж не знал, что вы такой!!!» И с того дня проказничать перестал…
Признаться, боевого генерала, да еще ставшего школьным учителем, мне довелось встретить впервые. Необычной встреча была еще и потому, что состоялась она в госпитале.
– Здоровье подводит, – по-военному коротко сообщил Григорий Тимофеевич по телефону. Я уж отчаялась, но, наверное, упоминание об «Учительской газете» и ее военном приложении отозвалось в душе заслуженного ветерана нашей армии добрым чувством. – Хотите поговорить – приезжайте в Бурденко.
…Мне навстречу вышел высокий статный мужчина. Отменная выправка, мужественный и одновременно добрый, внимательный взгляд. Единственное, что вызвало мое замешательство: на вид – лет пятьдесят. А мне сказали, что ветерану, прошедшему не одну войну, – 71 год. Но оказалось – это он, и с возрастом не было ошибки.
Григорий Тимофеевич оказался прекрасным собеседником, да еще моим земляком – родился в Сумской области на Украине. И хотя в роду военных не было, выбор жизненного пути сделал сразу – после десятилетки поступил в Харьковское танковое училище. В 1954 г. блестяще окончив его, женился на бывшей однокласснице Нине. Она стала верной спутницей офицера, которого военная судьба забрасывала иногда на край света. За 40 лет службы – 17 переездов, старшей из трех их дочерей пришлось за 10 лет учебы сменить 10 школ. И Нина Николаевна следовала за мужем повсюду.
– Она со мной даже в Эфиопию и Афганистан поехала, – с гордостью говорит Григорий Тимофеевич.
А до этого он прошел немалый армейский путь, командовал взводом, ротой, в 1963-м окончил бронетанковую академию, служил в Группе советских войск в Германии, 5 лет – в Чечне, замом комдива, затем командиром дивизии.
Оттуда судьба забросила Петренко в Эфиопию военным советником. Через 10 дней после его приезда в жаркую африканскую страну там началась война с сомалийцами. Поэтому довелось не только учить тамошних командиров, но и участвовать в военных действиях. О том, как в тех трудных условиях Григорий Тимофеевич выполнял воинский долг, красноречиво свидетельствует высокая и почетная боевая награда – орден Красного Знамени.
Еще одной войной в биографии генерала стал Афганистан. В октябре 1982-го его направили советником командира афганского армейского корпуса. Пришлось не только советовать, но и воевать. В 1983 г. он удостоен второго ордена Красного Знамени.
– С того времени много воды утекло, но я и тогда был твердо уверен: не стоило нам ни в Эфиопии вмешиваться, ни вводить свои войска в Афганистан, – заметил он. – Мы расплачивались за ошибки политиков и дипломатов жизнями наших офицеров и солдат. В Эфиопии за 2 года угробили 108 офицеров, уж не говорю про Афганистан. Руководители СССР принимали скоропалительные решения. Брежневу, к примеру, доложили, что в Афганистане сложилась революционная ситуация, и мы сможем там помочь победе коммунизма. А сколько в результате наших парней полегло?! И афганский народ довели… С горем пополам ушли оттуда, а теперь в Афгане прочно застряли американцы.
Наряду с двумя орденами Красного Знамени заслуги генерала отмечены орденами «За службу Родине в Вооруженных сила СССР» III степени и Трудового Красного знамени.
Последним местом армейской службы Григория Тимофеевича стал Волгоград, где он формировал корпус. В 1989 г. генерал-майор Петренко вышел в отставку. Но не в его характере лежать на диване с газетой. Работал в местной администрации, преподавал на военной кафедре сельхозинститута. Затем перебрался в Москву и в 1999 г. стал преподавателем ОБЖ в 506-й школе Юго-Восточного округа.
– Сидеть дома «уморительно» для меня, – пояснил генерал. – А тут бывший сослуживец предложил: почему бы тебе не пойти работать в школу? Познакомил с директором. Так почти 5 лет назад началась моя педагогическая карьера.
– Григорий Тимофеевич, если откровенно, – не смогла я удержаться я от «лобовой атаки», – трудно было первое время в школе?
– Признаюсь, со старшеклассниками работать сложнее, чем с солдатами. Солдату отдал приказ, тот беспрекословно его выполняет. Учителю, дабы приобрести авторитет у подопечных, необходимо блестяще знать свой предмет и преподавать его так, чтобы ребята поверили: ОБЖ действительно им пригодится в жизни. Нужно проводить не только теоретические, но и практически занятия. Если же только на пальцах объяснять, вряд ли это заинтересует ребят. Мне, конечно же, помогло то, что сразу без отрыва «от производства» направили на курсы усовершенствования учителей. К тому же, каждый командир должен владеть азами педагогического мастерства. А мне довелось командовать учебным взводом, готовить специалистов, сержантов, механиков-водителей, возглавлять учебную дивизию в Грозном. В общем, входить в курс дела было несложно. Кроме того, дисциплина ОБЖ на 30% состоит из основ военной службы. Оставалось познакомиться с другими разделами. Курсы переподготовки учителей дали мне хорошую базу, кстати, уже успел пройти их вторично в прошлом году, подтвердить свой 14-й разряд.
– А как находите контакт с ребятами? – поинтересовалась я.
– Я работаю в старших классах – 10-11-м. Обычно при знакомстве с учениками немного рассказываю о себе, о военной службе. Слушают с интересом.
Об авторитете Григория Петровича у ребят убедительно говорит и упомянутый вначале случай, когда «главный возмутитель спокойствия» увидев его в форме с боевыми орденами, повинился в своих «грехах» и забыл о баловстве. Значит, учителю-генералу удается находить педагогические «ключики» к душам ребят. Поэтому было интересно его мнение: почему они – не такие, как хотелось бы взрослым?
– В том, что у нас такая невоспитанная молодежь, виноваты мы сами, – убежденно заметил Григорий Петрович. – Своих подопечных мне приходится воспитывать на личном примере, на примерах моих боевых товарищей. Без патриотического воспитания мы просто потеряем подрастающее поколение. Они должны понимать свою ответственность за все происходящее в стране, если потребуется, защищать Родину, а не увиливать от армии, как это сейчас делают многие. Между прочим, им нужно уметь нести и гражданскую службу, для этого тоже необходим патриотизм. Так что не думайте, что я каждого призываю стать военным.
– Что, на ваш взгляд, самое трудное в школе?
– Навести порядок, поддерживать дисциплину на уроках. Мне это удается, прежде всего, за счет организации практических занятий, как уроках, так в кружке.
– Вы еще и кружок ведете?
– К сожалению, база для этого в школе маловата, но занимаемся стрельбой из пневматического оружия. Благо, пневматике можно учить и без тира. Кстати, это практикуют многие бывшие военные.
– Что вы говорите мальчишкам о предстоящей им службе в армии? Ведь мы слышим со всех сторон о «беспределе», творящемся там, дедовщине и прочем, о том, что недавно призывник в Магадане умер от простуды. Отдельная тема – Чечня. Там продолжают гибнуть наши воины…
– Мальчишкам я всегда говорю: ни в коем случае нельзя увиливать от подготовки службе, так как мы не гарантированы от войны. А на войне: кто кого пересилит. Чтобы тебя не убили, надо учиться воевать, тогда риск погибнуть значительно меньше. В общем, убеждаю: военному делу надо учиться и в стенах школы, и на военной кафедре в вузе, где она есть. И если потребуется – честно отдать долг гражданина, отслужить в Вооруженных Силах.
Конечно же, надо материально обеспечить наших солдат и офицеров. Разве это порядок, если солдаты плохо одеты, обуты? Разве это нормальные командиры везли мальчишек в Магадан и там до смерти одного заморозили? Значит, нужно лучше учить и воспитывать ответственность за выполнение своего долга.
– Наверное, ваши ученики спрашивают: какой должна быть солдатская служба – срочной или контрактной?
– Даже контрактной армии без службы по призыву не обойтись. Согласитесь, если сегодня в случае опасности войны еще с горем пополам сможем набрать мужчин, которые служили в армии, то без призыва никого подготовленного к службе не останется. К тому же, конктрактникам, отслужившим свой срок, потребуется подготовленная замена. А где взять новых профессионалов? Только из прошедших срочную службу.
– А как вы относитесь к альтернативной службе?
– По-моему, это надуманная лазейка для увиливания от армии. Люди после нее не будут обладать никаким военными навыками, не смогут, в случае надобности, с оружием в руках защищать Родину. Точно также было с военными строителями, которых военкоматы ставили на учет как стрелков, пулеметчиков, а они оружия никогда в руках не держали.
– Как лучше готовить молодежь к армии?
– К счастью, есть еще ребята, мечтающие о военных вузах. Они, как правило, занимаются в военно-патриотических клубах, учатся в кадетских корпусах. А вот там, где патриотическое воспитание не ведется, в тех школах, где даже ОБЖ не преподают, такого желания у ребят нет. Так что надо заниматься военно-патриотическим воспитанием не на словах, а на деле. Прежде всего, организовать в каждой школе военно-патриотический клуб, музей боевой и трудовой славы, тогда наших мальчишек и девчонок можно воспитывать настоящими патриотами России.
Генерал Петренко, говоря об этом, может привести веские аргументы из опыта не только своей школы, но и Центра военно-патриотического и гражданского воспитания столичного Департамента образования, в котором он работает. И еще очень весомый аргумент есть в его семейном кругу. Единственный внук Григория Тимофеевича Алеша Иванов выбрал для себя школьные будни в погонах – учится в Московском кадетском корпусе юстиции. Значит, служение Отечеству, которому посвятил свою жизнь боевой генерал, и для его внука становится призванием и семейной традицией, передаваемой из поколения в поколение.
Боевой генерал завершил службу ратную, но и сегодня продолжает верно служить Отчизне на ниве, столь же благородной и нужной стране, как воинская, – педагогической.
Комментарии