Мы продолжаем информировать читателей «УГ» о юбилейных и значимых датах, на этот раз – мартовских. Начало см. в «УГ» №1-2, 3
2 марта – 185 лет со дня рождения педагога Константина Дмитриевича Ушинского. В 1844 году Ушинский блестяще окончил юридический факультет Московского университета и вскоре, в 22 года, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (они включали общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансовое и государственное право) в Ярославском юридическом лицее. Однако из-за своих убеждений в 1849 году Ушинский был уволен и оказался вынужден служить мелким чиновником. В 1854 году ему удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института.
В основу педагогической системы Ушинского легли идеи демократизации народного образования и народности воспитания. Они отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово», фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и других педагогических работах. Наследие Ушинского оказало огромное влияние на педагогику не только России, но и других стран. Ушинский стал основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, разработал систему подготовки народных учителей. Педагог и писатель Лев Модзалевский заметил: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор». Имя Ушинского носят Научная педагогическая библиотека (Москва), педагогические колледжи в Гатчине, Москве и Нижнем Новгороде, педагогические университеты в Ярославле и Одессе.
15 марта – 85 лет со дня рождения писателя Юрия Васильевича Бондарева. «Тишина», «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение», «Непротивление» – роман, вышедший не так уж давно, в середине 1990-х годов. И конечно, «Горячий снег». Этот роман был у Юрия Бондарева вторым, он принес ему «поистине ошеломительный успех». В нем описаны только одни сутки, только одна батарея и только одно событие – бои на подступах к Сталинграду. В 1942 году Юрий Бондарев, командир артиллерийского орудия, был ранен. После второго ранения, полученного в победном 1945-м, демобилизовался из армии и в 1946-м поступил в Литературный институт, меняя военную профессию на писательскую. В 1949 году в журнале «Смена» появился рассказ «В пути» – первая публикация. Но первый успех, известность, признание принесла Юрию Бондареву повесть «Батальоны просят огня», написанная в 1957-м, ставшая классикой отечественной военной прозы. Через два года в свет вышла еще одна повесть – «Последние залпы». Русская интеллигенция, ее судьба во второй половине ХХ века – тема романов Бондарева. Начиная с 1957 года, когда опубликовали повесть «Батальоны просят огня», и на протяжении полувека произведения писателя становились событием в литературной жизни. В том числе и небольшие, например цикл миниатюр «Мгновения», критические статьи.
Размышляя о предназначении писателя, Юрий Бондарев писал: «И прекрасное, и безобразное одинаково заразительны. Литература – это монолог о человеке, а не об «одинокой толпе», о человеческой душе, которая постоянно стремится к общению. Правда – всегда живая материя. Ложь – всегда мертва, как бы ни была она энергична, действительна. Сила и призвание художника – в служении людям. Но для этого надо сойти с борта гибельного неверия на континент человечности и найти в огромном мире себя, как он и она случайно или закономерно находят друг друга… Слово «жил» для каждого художника должно означать «любил».
16 марта – 125 лет со дня рождения писателя-фантаста Александра Романовича Беляева. Он родился в семье священника. По настоянию отца окончил духовную семинарию, но потом поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вернулся в родной Смоленск, получил известность, но, как и духовное поприще когда-то, оставил и юриспруденцию. Ради театра и литературы.
Тридцать пять лет – возраст расцвета, но именно в эти годы выпало Беляеву суровое испытание: туберкулезный плеврит привел к туберкулезу позвоночника. Шесть лет пришлось бороться с болезнью, три года – провести в гипсе. Жена ушла. А Беляев, не поддаваясь отчаянию, учил иностранные языки, биологию, технику, историю, медицину, писал стихи. После болезни он работал воспитателем в детском доме, потом инспектором уголовного розыска, юрисконсультом. Вообще же профессий он сменил много. В 1925 году увидел свет роман «Голова профессора Доуэля», затем «Остров погибших кораблей», в 1928-м – «Человек-амфибия» и многие другие произведения.
Было время, о книгах Беляева говорили, что они – «беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства». Теперь писателя называют основоположником советской научной фантастики – звание, что и говорить, высокое. В своих романах Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» показан прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» – чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» – достижения биохимии и генетики. Когда началась война, Александр Беляев жил в Пушкине (пригород Ленинграда). Он отказался эвакуироваться, поскольку перенес операцию: снова дала о себе знать болезнь. В январе 1942 года он умер от голода. Место захоронения известно лишь предположительно.
21 марта – 170 лет со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского. Уже в шесть лет под руководством матери будущий композитор стал заниматься игрой на фортепьяно, однако затем был определен в Петропавловскую школу, затем – в школу гвардейских подпрапорщиков. При этом он не оставил музыку. В 1852 году было издано первое его произведение – полька «Подпрапорщик». В 1858 году Мусоргский ушел с военной службы и целиком посвятил себя музыке. «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина» и другие сочинения стали классикой.
«Мусоргский был, наверное, самый юродивый из русских – да и не только русских – композиторов, – отзывался о нем Дмитрий Шостакович. – Стиль многих его писем ужасен… И ведь потрясающе верные и новые идеи высказаны. Но очень уж вычурным, неестественным, утомительным языком… Через эти письма надо продираться, чтобы понять выраженные в них мысли. И в них же – какие есть перлы. Например: «…Небо застлано серо-синими жандармскими штанами». (Это, кстати, типично питерский вид.) И еще мне нравится, как Мусоргский ругается: «Мир звуков безграничен! Да мозги-то ограниченны!» Или, скажем, такое выражение: «Хорошо сколоченная голова». Но подобные остроумные замечания надо вылавливать, выковыривать из пафосных тирад. А в жизни – и это мне очень приятно – он далеко не такой буян и забияка. Он, как я понимаю, почти никогда не задирался и не схватывался за свои сочинения публично. Когда критиковали – отмалчивался, кивал головой, почти соглашался. Но все согласие – только до порога. А вышел – и опять за свое, как ванька-встанька».
Комментарии