В следующем году мы продолжим знакомить вас с памятными датами. А сегодня на очереди – юбилейные даты января.
8 января – 100 лет со дня рождения Галины Сергеевны Улановой, легенды русского балета.
Знаменитая балерина родилась в Санкт-Петербурге (по старому стилю – 26 декабря 1909 года). «Папа ждал мальчика, – вспоминала она. – И я для него была мальчишкой. Он брал меня на охоту, рыбалку. Я копала ему червяков, только резать их не соглашалась… Когда мы приезжали на дачу под Лугой, то какие-то девочки с лопаточками звали меня делать куличики. Я отвечала им гордо: «У меня лук и стрелы!» Отец Галины Улановой был режиссером балетной труппы, а мама – артисткой балета. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище и вскоре поступила в труппу ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский), который оставила в годы блокады Ленинграда. Во время войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступала в госпиталях перед ранеными. В 1944 году перешла в московский Большой театр.
По сей день остается неразгаданным: как удавалось Улановой гармонично сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний, превращать танец в откровение души, близкое любому зрителю. Все регалии Улановой, российские и европейские, не перечислить. Успех гастролей Большого театра в 1956 году в Лондоне критики сравнивали с успехом, которого не было со времен Анны Павловой.
В 1984 году в Стокгольме был установлен памятник Галине Улановой. Отвечая на вопрос журналистов, почему памятник поставлен именно ей и при жизни, президент Комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдт Хеггер отвечал: «Галина Уланова – не просто блестящая балерина, в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – добро, правда, красота».
15 января – 215 лет со дня рождения поэта, драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова.
Он известен как автор одного произведения, комедии «Горе от ума». Зато какого произведения! Оно прочно вошло в школьные учебники и признано классическим, не сходит и с театральной сцены. До «Горя от ума» была комедия «Молодые супруги», опубликованная и поставленная в 1815 году, затем комедия «Студент», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», написанный совместно с Петром Вяземским, сохранился план драмы «1812 год», посвященной событиям Отечественной войны (предполагалось, что в драме среди героев, отличившихся в борьбе с Наполеоном, будет крепостной крестьянин, который вернется «под палку своего господина» и покончит жизнь самоубийством). В отрывке и пересказе Фаддея Булгарина дошла трагедия «Грузинская ночь». Все они современному читателю практически ничего не говорят.
Мы даже не задумываемся, не замечаем, сколько крылатых выражений перешло в нашу речь из пьесы «Горе от ума». Подметив характерные для своего времени черты, Грибоедов показал общечеловеческие пороки, которые во все времена одни и те же: безделье, низкопоклонство, ложь, лесть, сплетни, невежество, что в общем и целом ведет к упадку человеческого достоинства, к размыванию нравственного идеала.
8 января – 175 лет со дня рождения Цезаря Антоновича Кюи, русского композитора и музыкального критика.
В справочниках можно прочесть о нем следующее: «Был одним из членов Могучей кучки, выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество Глинки, Даргомыжского и молодых представителей Новой русской музыкальной школы, а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне) отразила прогрессивные эстетические установки Могучей кучки. Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем». Творческое наследие композитора велико: 14 опер («Анджело» по Виктору Гюго, «Сарацин» по Александру Дюма-сыну, «Капитанская дочка» по Пушкину и другие, четыре детские оперы); произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели. Большой интерес и сегодня представляют романсы, их у Кюи более 250.
Вместе с тем Кюи работал в такой далекой от музыки сфере как военная инженерия. Он автор капитальных научных трудов по военной фортификации, преподаватель Михайловской артиллерийской академии, Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.
28 января исполняется 190 лет с того дня, когда русскими мореплавателями Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым была открыта Антарктида.
Поход экспедиции Беллинсгаузена по праву признан одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Знаменитый капитан Кук в 1770-х годах первым достиг южнополярных морей, но, встретив в нескольких местах сплошной лед, дальше не пошел. У Беллинсгаузена тоже были неудачи: ему не удалось выяснить, могут ли суда входить с моря в реку Амур и найти фарватер в Амурском лимане. Ему не удалось из-за погодных условий развеять заблуждения Жана-Франсуа де Лаперуза, что Сахалин – полуостров.
Именем Беллинсгаузена названо море на севере Антарктиды. В нем расположен крупнейший остров Антарктики, Земля Александра I.
29 января – 150 лет со дня рождения писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.
Об этом великом писателе сказано и написано много. Приведем лишь одно воспоминание. «Чеховские книги казались мне… единственной правдой обо всем, что творилось вокруг. Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глянешь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего города – все, как один человек, – были для меня персонажами Чехова. Других людей как будто не существовало на свете. Все их свадьбы, именины, разговоры, походки, прически и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены из чеховских книг. И всякое облако, всякое дерево, всякая тропинка в лесу, всякий городской или деревенский пейзаж воспринимались мною, как цитаты из Чехова. Такого тождества литературы и жизни я еще не наблюдал никогда». Корней Чуковский, «Художник». Эти строки были написаны ровно 50 лет назад, к столетнему юбилею Чехова.
Комментарии