search
main
0

Нас вдохновляют Бетховен и Билл Гейтс

Калейдоскоп увлечений и поиск своего призвания

Идут по жизни рядом труд и честь!
Профессия – нешуточное дело,
И даже в школе у ребят возможность есть
Работу по душе освоить смело.


«Каким я вижу будущее своего ребенка?» Думаем, что нет таких родителей, которые не задавали бы себе этот вопрос. Каждый из нас искренне верит, что его ребенок самый лучший и, несомненно, достоин светлого будущего. Но если взглянуть на это объективно, то мы поймем, что одного желания и нашей веры недостаточно. Ведь так много факторов, как зависящих от нас, так и нет… Но все равно каждый родитель любит своего ребенка и верит в его успешность.

Особенно эта вера живет в душах родителей детей с ОВЗ. Не вдаваясь в подробности диагнозов, стоит лишь отметить, что те или иные отклонения имели Моцарт, Бетховен, Эйнштейн и многие другие известные личности. Один из самых известных людей с аутизмом в наше время – создатель огромной корпорации Microsoft Билл Гейтс. А значит, у детей с ограниченными возможностями здоровья есть все для успешной адаптации в нашем обществе. Да, возможно, они не станут столь известны, но они могут стать полноценными членами нашего социума и будут вносить свой вклад в развитие нашей страны.

Когда слышат, что мы педагоги, которые работают с детьми с ментальными нарушениями, нам сочувствуют. Говорят, что это тяжело. Да, бывает и тяжело, но каждая работа требует усилий, знаний, умений и желания дарить частичку себя. И поверьте, как бы тяжела ни была наша работа, это счастье, приходя на работу каждое утро, видеть радостные глаза учеников, которые с нетерпением ждут своих учителей, а главное – хотят учиться!

И, конечно, наша задача – помочь обладателям таких счастливых глаз сделать свой профессиональный выбор. Детям с ОВЗ гораздо сложнее в этом, так как круг специальностей довольно узок, и даже те профессии, что им доступны, не все учащиеся смогут осилить.

Главная цель педагогов коррекционной школы не только помочь учащимся с ограниченными возможностями здоровья определиться в выборе профессии, но и раскрыть перед ними все возможности для успешной адаптации в обществе. Основное направление нашей школы – трудовое обучение.

Поэтому уже начиная с первого класса в школе ведется профориентационная работа. В начальной школе на уроках ручного труда происходит знакомство ребят с материалами, инструментами и операциями, которые будут изучаться в старших классах. Для них мы организуем экскурсии в парк «Кидзания». Здесь ребята в игровой форме учатся взрослой жизни, общению со своими сверстниками и, конечно же, знакомятся с самыми разнообразными профессиями.

Четвертый класс в нашей школе пропедевтический, целью его является формирование групп для дальнейшего обучения по разным трудовым направлениям – столяра, швеи, переплетчика-брошюровщика, картонажника. При распределении учащихся мы учитываем их психофизиологические особенности, возможности, прислушиваемся к пожеланиям родителей.

Прекрасной ежегодной традицией нашей школы стало увлекательное путешествие в город мастеров. Учащиеся средней школы приглашают ребят 1‑4‑х классов в свое профессиональное пространство – рабочие мастерские, где устраивают для них интересные мастер-классы, показывают наглядно свой инструментарий, демонстрируют изделия, сделанные своими руками.

На Швейном бульваре они посещают мастерскую «Лоскуток», в Столярном тупике – мастерскую «В гостях у папы Карло», в Бумажном переулке бывают увлечены в мастерской «Умелые руки». А чтобы путешествие было не только увлекательным, но и познавательным, ребята выполняют различные задания.

Так уже на раннем этапе у ребят начальной школы есть возможность в буквальном смысле прикоснуться к профессии.

С пятого класса постепенно начинает увеличиваться количество уроков трудового обучения, где учащиеся получают конкретные навыки и умения по одному из выбранных направлений. Но каждый может попробовать себя и в других видах труда. Для этого в школе организована внеурочная деятельность с учетом тех профессий, которые доступны для наших учащихся.

В кружках «Цветочный калейдоскоп» и «Зеленая планета» ребята знакомятся с разнообразием растительного мира и правилами ухода за растениями, посещая скрапбукинг-моделирование, работают с бумагой и создают различные объемные модели и композиции. Кружок «Юные мастера» знакомит ребят со свойствами древесины и способами изготовления из нее поделок и предметов быта, а посещая кружки «Коллекционная игрушка» и «Бисерная фантазия», дети получают навыки шитья и работы с различной фурнитурой.

Каждый ученик имеет возможность посещать любые занятия по своим интересам. Мы работаем совместно с различными организациями. На протяжении нескольких лет школа тесно контактирует с компанией Nestle. На кулинарных сессиях, организованных этой компанией, под руководством профессиональных поваров ребята готовят горячие блюда и десерты, а волонтеры проводят для них викторины. Такие кулинарные сессии и мастер-классы с привлечением родителей помогают формированию у ребят знаний и навыков в компетенции «Повар».

Оканчивая 9‑й класс, часть ребят уже определяются с выбором профессии и уходят учиться в колледжи. Но есть и те, кто не готов идти дальше. Эти дети могут продолжить обучение в школе: они повторяют программный материал и еще больше погружаются в выбранную специальность. У них появляются на выбор две новые компетенции – «Рабочий зеленого хозяйства» и «Машинист уборочных машин».

Мы проводим для учащихся экскурсии и практики с выходом на производства. Это мебельная фабрика «8 Марта», обувная фабрика «Парижская коммуна», школа-студия реставрации «Раритет», агрохолдинг «Московский», типография «Эльф Ипр», художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской православной церкви, Московская фабрика ортопедической обуви, московская специализированная типография №27, Останкинское производственное управление ГБУ «Озеленение», Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», специализированный центр занятости «Моя карьера».

Мы тесно взаимодействуем с колледжем сферы услуг №10, колледжем малого бизнеса №4, технологическим колледжем №24, технологическим колледжем №21 и другими. Благодаря этому наши учащиеся получают знания о различных профессиях и об их специфике.

Ученики нашей школы – участники проекта Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональное обучение без границ». Здесь они могут попробовать себя в новой профессии и получить свидетельство с присвоением квалификационного разряда по специальностям «вышивальщица» и «оператор ЭВМ».

Такая профорганизационная работа дает положительные результаты. Уже на протяжении нескольких лет ребята нашей школы участвуют в чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс» в компетенциях «Издательское дело», «Флористика», «Ландшафтный дизайн», «Портной», «Брошюровка и переплетное дело» и «Бисероплетение». Мы гордимся успехами своих учеников, которые принимают участие и занимают призовые места в профессиональных конкурсах.

И, конечно, нам всегда приятно, когда наши выпускники приходят и рассказывают о своих профессиональных достижениях. Ребята успешно работают переплетчиками в типографиях, швеями в ателье, поварами, курьерами в различных организациях. Нам, педагогам, отрадно видеть, что наши дети могут успешно адаптироваться в социуме. Что наши усилия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся, особенно в старших классах, дают положительные результаты и мы можем гордиться нашими выпускниками!

Ольга ВОСТРИКОВА, учитель социально-бытовой ориентировки специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №102;
Александр ВЯТЧИН, учитель информатики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №102;
Юлия РОДИНА, учитель русского языка специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №102

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте