Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки. Мы по-новому стали относиться к старинным праздникам, родной истории, фольклору, в котором народ любой национальности оставил накопленный опыт жизни, где заложены основы нравственных ценностей. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
В своей деятельности по формированию ценностных ориентиров у дошкольников через приобщение к устному народному творчеству мы используем жанры, доступные для детей: потешки, заклички, пословицы, народные игры, сказки.
Свою работу мы строим по блокам с детьми, родителями, кадрами. В каждом блоке в начале работы осуществляется презентация жанра или темы для того, чтобы заинтересовать всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Презентация в блоке «Работа с педагогами» осуществляется на научно-теоретических семинарах, педсоветах, лекциях, консультациях, с использованием разнообразных форм работы с педагогами. Педагоги ведут работу: по диагностике детей на начальном и заключительном этапе, отбору материала, составлению сценариев или планов совместной деятельности. На практическом этапе работы с кадрами ведется анализ умения педагогов применять полученные на предыдущих этапах знания, организовать предметно-развивающую среду, подбор дидактического материала. В процессе аналитического этапа ведется обобщение, подведение итогов, выявление слабых и сильных сторон в работе.
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Презентация проходит через родительские собрания, наглядную агитацию, культурно-досуговую деятельность, газету «Детские новости», игротеки, где родители вместе с воспитателями и детьми разучивают игры. Большой популярностью у детей и родителей пользуется Клуб семейного чтения. Педагоги предлагают родителям и детям чтение сказок дома с последующей беседой по предложенным вопросам, разбор пословиц и поговорок, совместное изготовление поделок, альбома рисунков по теме. Такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
В блоке работы с детьми в процессе презентации используются самые разнообразные методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов. Большую роль играет выразительность речи воспитателя, его искреннее желание и проявленная заинтересованность к историческому наследию. В этом нам большую помощь оказывают преподаватели: МГПУ – Н.Юрина, МПГУ – В.Добросердова, которые проводят для нас консультации и мастер-классы по этнопедагогике и выразительному чтению и рассказыванию. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, которая осуществляется по этапам. Предварительная работа предполагает погружение ребенка в атмосферу устного народного творчества. Этому способствуют проведение фольклорных праздников, досугов «Наши соседи», накопленные впечатления, общение со взрослыми и детьми других национальностей.
В содержание этого этапа включаются разучивание потешек, пословиц, поговорок, чтение сказок, театрализованная деятельность, игры, музыкально-ритмическая деятельность, этюды на создание выразительных образов, изобразительная деятельность, где детям дается возможность отразить свои впечатления, раскрыть свои творческие замыслы.
Работа с детьми продолжается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду с младшего возраста. Постепенно дети начинают слушать и повторять потешки, использовать их в сюжетно-ролевых играх, придумывать свои движения для обыгрывания. Почти одновременно в деятельность вводятся загадки, и если на начальном этапе дети затрудняются в отгадывании, то потом начинают сами сочинять. Большую роль в формировании ценностных ориентиров играют пословицы и поговорки. Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: наставляющие в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие к благоприятному поведению; педагогические советы, констатирующие результат воспитания.
Неоценимую роль в приобщении детей к ценностным ориентирам играют сказки, народные игры, песенки. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества обладает таким свойством, которое близко детской психологии. Народные песни – целый поэтический и философский мир. Без песни не жил ни один человек, песней сопровождались события народной жизни – труд, праздники, игры. В совместной деятельности на вечерах игр и забав, досугах дети с удовольствием ставят сказки, слушают и используют народные песенки и игры.
Несколько лет мы тесно сотрудничаем с университетским научно-образовательным округом Московского городского педагогического университета. В рамках этого сотрудничества под руководством заведующей лабораторией мультимедийных и информационно-компьютерных технологий Федерального института развития образования РФ Н.Комаровой и аспирантов кафедры Московского городского педагогического университета мы начинаем разработку программ по этнокультурному компоненту в детском саду. Благодаря взаимодействию с наукой мы собрали уникальную электронную библиотеку этнографического материала, найденного студентами, аспирантами, педагогами МГПУ в экспедициях. Мы надеемся изучить быт и культуру народа из первоисточников, которые ранее были недоступны для нас, услышать живую разговорную речь, народные песни и преданья. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к личностным ценностным ориентирам человечества, однако этот путь очень долог, не всегда эффективен и не всегда обеспечивает усвоение морали. Поэтому роль взрослых в становлении ребенка и формировании нравственных основ трудна и ответственна. Наша задача – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Чтобы в дальнейшем не пришлось говорить о нравственной черствости подрастающего поколения. А мы надеемся, что в душах наших воспитанников загорелась искорка духовного становления.
Марина Шишкина, почетный работник общего образования РФ, старший воспитатель детского сада компенсирующего вида №1266
Комментарии