Из приоткрытой двери школьного кабинета доносится грустный напев. Останавливаюсь, прислушиваюсь. Женский голос льется-переливается, точно лесной ручеек бежит по камушкам. Тихий, тонкий, тягучий. Заглядываю в класс: на экране электронной доски девушка в русском национальном костюме, на плече коса толщиной в руку, на голове узорчатый кокошник. Поет-рассказывает о женской доле, о своей судьбе.
Не бушуйте вы, буйные ветры с вихрями,
Перестаньте бушевать вы, осенние!
Перестань тосковать ты, молодушка молодая,
Не тужи, не плачь ты, моя милая!
Песня эта ветром гуляет по стенам, смотрит в окна, садится за парты, обнимает детей. Узнаю – пятый класс. Урок родного языка. Тема «Народные песни». Сидят ребята, завороженные, заколдованные, не шелохнутся (к стульям, что ли, приклеились?), глаз не сводят с экрана. А в нем другой мир, алой зорькой позолоченный, разнотравьем пахнущий, медом истекающий.
Не наполнить тебе сине море слезами,
Не возвратить мила друга словесами!
Я во сне другу милому кричала – он не слышит;
Правой рученькой махала – друг не видит.
Под песню эту впору яблоням цвести, а расцвели детские сердца. Чернобровая Ириша зайцем съежилась на стуле, спрятала ладони под острые коленки и шевелит губами – подпевать старается. Кудрявая Валя поставила локти на парту, сплела пальцы, положила на них голову – точь-в-точь лодочка на реке. И раскачивается она, только не ветром, а музыкой, и не на волнах, а в словах. Никита с черешневыми глазами втянул голову в плечи. Солнечный луч, прорвавшись сквозь задвинутые жалюзи, гладит его лицо, высаживает веснушки. Но мальчик не чувствует – его воображение кипит образами, домысливает непонятое, достраивает размытое.
Тяжелешенько вздохнула – друг оглянулся;
Он приподнял пухову шляпу – сам простился:
«Ты прости, моя милая, бог с тобою!
Оставайся, моя сударушка, поздорову.
Наживай себе мила друга иного!
Когда хуже наживешь – вспомянешь.
Когда лучше наживешь – позабудешь.
Вспомянувши, моя сударушка, заплачешь!»
Плывет песня лебедушкой белой по затону, голубушкой нежной летит под облаками. Сплетаются слова в символы. Рождается история, не поэтом сочиненная, не художником написанная, а людьми прожитая. История невеселая, слезами умытая, страданиями вскормленная. Потому и настоящая. Народная песня, как сеть рыболовная: ловит сердца человеческие – взрослые, детские, любые. Разжигает в них чувства, обнажает эмоции. Народная песня, как звездный свет: направит заблудившихся, осветит потерявшихся. Потому что в ней правда. В ней жизнь.
Прикрываю дверь, ухожу. На душе светло и радостно: дрогнули детские умы, прочувствовали, задумались. Какая же сила скрывается в слове! Богатырям не одолеть, Василисе Премудрой не перехитрить, Кощею Бессмертному не сломать! А в народном слове – вековом, мудром – тысячекратная!
Наталья КАЗИМИРОВА, учитель школы №1231 имени В.Д.Поленова
Комментарии